Внешние заимствования – это займы, реализуемые государством за счет выпуска государственных ценных бумаг и взятия кредитов у международных финансовых организаций и других государств.
Проблема эффективного управления государственным внешним долгом и снижения долгового бремени занимает ведущие позиции в разработке экономической стратегии государственного регулирования экономики и экономической политики. Разрешение данной проблемы опирается на выработку комплексной системы деятельности, включающей оперативный контроль, управление краткосрочными проектами, затрагивающими аспекты внешнего долга и реализацию долгосрочной стратегии, ориентированной на создание благоприятной среды для экономического роста и развития государства.
Специфика процессов внешнего заимствования в современных экономических реалиях
Современные экономические реалии привели к существенным изменениям содержания и параметров внешних государственных заимствований.
Главным экономическим содержанием этого этапа стала глобализация мировой экономики и финансов, в ходе которой ряд процессов, связанных с международным движением денежных ресурсов заемного характера, приобрели принципиальное значение. Изменения внешних заимствований реализуются по следующим направлениям:
- Рост роли внешних долговых обязательств в процессах экономического роста и развития государства.
- Высокая доля кредитных средств направляется на финансирование экономик развивающихся государств, а также стран с переходной экономикой.
- Расширение объемов частного кредитования государств с переходной экономикой и стран, находящихся в стадии экономического развития.
- Многосторонняя и преобладающая роль внешних заимствований в построении и развитии мирового финансового рынка.
- Активное использование и рост роли рыночных методов заимствований в системе мирового финансового взаимодействия.
- Возрастание значимости всех участников внешних заимствований в мировой сфере экономического взаимодействия.
- Рост мобильности кредитных ресурсов в мировых масштабов, приводящая к ослаблению стабильности мировых финансов.
- Перемещение ответственности за регулирование долговых обязательств государств на международные финансовые институты. Они регламентируют порядок выдачи займов и контролируют их возвратность.
В настоящее время, ведущей тенденций экономического развития в мировых масштабах является финансовая глобализация. Она приводит к экономической зависимости государств друг от друга, практически, во всех аспектах экономической деятельности. В этой связи, экономический рост государств зависит от иных государств и тенденций развития мировой экономики. Ни одно государство не способно нормально функционировать без многостороннего экономического и финансового взаимодействия с другими странами. При этом, любые негативные тенденции развития мировой экономики в виде экономических кризисов сказываются на развитии отдельных государств, приводя к росту их потребности во внешних заимствованиях для стабилизации экономических процессов.
В настоящее время происходит активное развитие мирового рынка капитала. Он представляет собой интегрированную систему, в которой сосредотачиваются свободные денежные ресурсы и распределяются между деловыми структурами и государственными органами власти различных стран на принципах конкуренции, которая также приняла глобальный характер. Денежный капитал увеличивается в своих размерах и перестает быть дефицитным ресурсом. Он перераспределяется между странами, исходя из их потребностей в свободных денежных средствах для стабилизации уровня экономического развития, обеспечения экономического роста и прогресса.
Рост внешних долговых обязательств как ведущая проблема глобальной экономики
Привлечение внешних займов для реализации определенных направлений экономического развития государства приводит к росту его долговых обязательств. На текущий день, непрерывный рост и расширение масштабов этих обязательств выступает актуальной проблемой развития глобального мирового хозяйства. Эта проблема обусловлена тем, что рост внешней задолженности, в конечном итоге, приводит к отставанию развития экономических процессов большинства государств. Это происходит по следующим причинам:
- Ориентация развивающихся стран на формирование эффективных рыночных механизмов хозяйствования требует привлечения внешних займов. Однако, попытки их внедрения не всегда бывают успешными в силу того, что страны имеют свои особенности экономического развития, и те механизмы, которые обеспечивают успешность экономического развития одних стран совершенно неприемлемы для использования другими государствами;
- Отсутствие навыков оперирования долговыми обязательствами. Неумение рационально управлять долговой нагрузкой приводит к кризисным явлениям, принимающим мировые масштабы;
- Ежегодный прирост числа дефолтов в странах-должниках;
- Отсутствие политики импортозамещения у стран-должников. Это обуславливает ориентацию государства на экспорт, что приводит к зависимости от колебаний валютных курсов.
Все эти факторы обуславливают пформирование международной системы регулирования долговых обязательств.
Конверсия долговых обязательств как основной метод регулирования внешних заимствований
На сегодняшний день основным способом урегулирования долговых обязательств государств является их реструктуризация. Она связана с изменением структуры долговых обязательств, их содержания, первоначальной суммы, инструментов погашения, времени и т. д. Реструктуризация долга всегда означает его конверсию в новые активы.
Конверсия долговых обязательств может быть реализована посредством преобразования обязательств в активы другого вида или в активы более продолжительного периода действия. Преобразование активов в иные виды называется своп-операциями. Они бывают следующих разновидностей:
- конверсия долговых обязательств в собственность страны-должника;
- изменение типа банковского кредита;
- преобразование облигационных займов в иные формы;
- преобразование облигационных займов в займы более длительного срока погашения;
- преобразование просроченных процентов в облигации;
- конверсия обязательств на инвестиции в восстановление окружающей среды;
- преобразование кредитных обязательств коммерческих организаций в инвестиции для развития страны-должника, т. е. инвестирование средств в различные национальные проекты.
Конверсия долговых обязательств осуществляется по определенным правилам, установленным международными финансовыми институтами.