Рынок — это сфера экономических отношений, в которой реализуются операции по купле-продаже товаров, работ и услуг, осуществляемые между их производителями (или реализаторами) и потребителями.
Обменные операции носят добровольный характер проведения и осуществляются исходя из удовлетворения интересов сторон.
На рынках реализуется взаимодействие продавцов и покупателей в отношении продажи и приобретения продукции определенного типа. В зависимости от типов продукции происходит разделение рынков на:
- рынок товаров и услуг,
- рынок труда,
- рынок капитала,
- финансовый рынок.
Объектами рыночного взаимодействия являются различные товары, услуги или финансовые ресурсы. Рынки имеют древнюю историю своего становления. На каждом этапе развития общества формировались разные типы рынков и обладали своими особенностями функционирования и своей ролью в общественной жизнедеятельности.
Основные условия возникновения рынка
Рынок формируется под влиянием следующих объективных параметров:
- Общественное разделение труда. Оно приводит к обмену различными продуктами труда и деятельности. Каждый обладает своей специализацией, своими навыками, но получает возможности их обмена на результаты деятельности, которую он не может реализовать самостоятельно.
- Наличие различных производителей товаров и услуг. Они обладают возможностью экономически и юридически самостоятельного формирования партнерского взаимодействия в направлении реализации результатов своей деятельности. При этом, у них есть право самостоятельного выбора вида и объемов деятельности, ее содержания и периода осуществления, а также, партнеров по взаимодействию.
- Наличие различных форм правомерного ведения предпринимательской деятельности, т. е. разных организационно-правовых форм предпринимательства. Это стимулирует к развитию, творческому подходу к деятельности, обеспечивает самореализацию. При этом, вся ответственность за деятельность ложится на субъекты предпринимательства. Все риски с ней, также, возлагаются на них.
- Конкурентные отношения. Развитие конкуренции – важный толчок развития рыночных отношений. Конкуренция выступает стимулом, побуждающим производителей к выпуску качественной продукции или услуг, расширению ассортимента. На основании конкуренции осуществляется формирование ценообразования. Отсутствие или ограничение конкуренции нарушает рыночное взаимодействие продавцов и покупателей, что нарушает процесс ценообразования и негативно сказывается на функционировании всей экономической системы.
- Свободное ценообразование. Оно ориентировано на сопоставление интересов покупателя и продавца и регулирует рыночные отношения.
- Наличие в стране, в конкретном обществе стабильной денежной системы. Рыночные отношения опираются на обменные операции по схеме «товар – деньги – товар». Посредством денежных ресурсов, находящихся в руках потребителей происходит воздействие на производство, а, также, денежные средства обеспечивают расширение производства.
- Наличие развитой системы маркетинга. Это условие актуально для современного этапа рыночного хозяйствования. Рынок не может существовать без определения будущих потребностей: потребительских предпочтений, определяющих параметры спроса на продукцию.
Основные условия функционирования рынка
Эффективное функционирование рынка и его развитие осуществляется при наличии следующих условий:
- Развитие рыночной инфраструктуры. Она предполагает кредитной, банковской, денежной систем, способных обеспечить нормальное функционирование рынка. Без них деятельность рынка становится нереальной и его развитие неосуществимым. Она позволяет сформировать единство, целостность рынка в масштабах страны и во взаимодействии с другими государствами. Разработка рыночной инфраструктуры обеспечивается органами государственной власти и местного самоуправления.
- Демонополизация экономики. Она связана с устранением монопольной власти и развитием свободной конкуренции. Монополия проявляется в различных формах. Может быть создана монополия в производстве, приводящая к захвату рынка одним или нескольким производителями, контролирующими объемы выпуска и уровень цен. Последствия этого явления - рост цен, снижение качества продукции, сдерживание научно- технического прогресса, нарушение работы всего рынка при нестабильной работе монополиста.
- Обеспечение экономической самостоятельности субъектов рынка. Она связана со свободным выбором форм собственности и хозяйствования, видов деятельности и ее планирования, распоряжения доходами и расходованием собственных ресурсов.
- Обеспечение экономического равенства, посредством создания равных условий хозяйствования для все участников рыночного взаимодействия.
- Взаимодействие с внешним миром. Рынок не может существовать изолировано от других рынков и социальной среды, а также мирового хозяйства.
- Несение экономической ответственности всеми субъектами рыночного взаимодействия.
Рассматривая проблему становления и развития рынка, требуется обратить внимание на то, что он является важным компонентом рыночной экономики. Он обеспечивает организацию производства, его связей и взаимодействия с другими элементами рыночного механизма. Рынок развивается в рамках конкретной экономики и, потому, формируется и развивается согласно тенденциям и особенностям конкретной экономической системы. Рынок имеет цикличное развитие, как и вся экономика. При этом рынок не обладает возможностями решения социальных проблем и подвержен воздействию большого количества факторов, под влиянием которых формируются его принципы, механизмы работы, функциональная роль и специфические параметры. Рынок и его отношения выступают объектом регулирования органов государственной власти. Они способны оказать серьезное воздействие на состояние рынка и перспективы его развития.