Теория спроса и предложения – это закон соотношения величины спроса и предложения в рыночных условиях хозяйствования, параметры которых выступают основой ценообразования и поведения всех субъектов рыночных отношений.
В основе теории спроса и предложения лежат концептуальные основы спроса и предложения как экономических категорий и механизм их формирования в условиях различных рыночных структур, а также взаимодействие между данными категориями и его итоги.
Понятие и факторы формирования рыночного спроса
Спрос – это количество товаров, работ или услуг, которые готовы приобрести потребители по определенной цене и в определенном количестве в конкретный временной период.
Спрос является одним из компонентов механизма рыночного ценообразования. Он имеет обратную зависимость от цен: чем выше уровень рыночных цен, тем ниже величина спроса.
Спрос является формой̆ выражения потребности, представленной̆ на рынке и обеспеченной̆ соответствующими денежными средствами. Иначе говоря, спрос выступает в виде платежеспособной̆ потребности. Рынок не реагирует на потребность, не обеспеченную платежеспособностью потребителя.
Обратная зависимость спроса от цены обусловлена тем, что по мере снижения уровня цен, потребители могут обеспечить удовлетворение большего объема потребностей, а также, продукция приобретает для потребителя большую полезность.
Действие закона спроса в обратной зависимости от цены реализуется в следующих случаях:
- Наличие необоснованного спроса, вызванного ажиотажем потребителей в силу инфляционных ожиданий.
- Приобретение уникальных и дорогостоящих товаров в целях вложения денежных средств: драгоценные металлы, антиквариат и др.
- Изменение спроса в горизонтальном направлении. Означает изменение параметров спроса, но не его общей величины. Происходит переключение спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
Зависимость между ценой̆ и величиной спроса имеет графическое представление в виде кривой спроса:
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из графика, кривая спроса D отражает объем спроса, который имеется на товар при разных значениях цен. Кривая спроса имеет убывающий характер, что означает снижение спроса по мере роста цен. Однако, помимо цены, на величину спроса оказывают воздействие и неценовые факторы. Таковыми являются:
- Наличие бюджетных ограничений у граждан.
- Потребительские интересы и предпочтения.
- Отдача дани моды.
- Рекламное продвижение продукции и отклик на рекламу потребителями.
- Наличие товаров-заменителей и изменение ценовой политики на них.
- Изменение демографической структуры общества.
- Проводимая государством социально-экономическая политика.
Неценовые факторы обеспечивают смещение кривой спроса влево или вправо, исходя из изменения его величины.
Понятие и факторы формирования рыночного предложения
Предложение - это количество товаров, работ или услуг, которое производители готовы продать по конкретной цене в определенный временной период.
Величина предложения находится в прямой зависимости от величины спроса. Спрос формирует предложение. Именно на величину спроса ориентируется производитель при принятии решения об объемах выпуска продукции.
Предложение находится в прямой зависимости от цены, поскольку, производители заинтересованы в реализации большего объема продукции по более высоким ценам для получения максимальной прибыли. Данная зависимость является законом предложения. Он имеет следующую графическую интерпретацию:
Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из графика, кривая предложения S отражает объем реализации продукции или величину предложения при разном уровне цен. Прямая зависимость предложения от цены обусловлено тем, что производители могут позволить себе производство большего объема продукции в условиях повышения цены на нее в силу появления свободных средств на расширение производственных мощностей, а также, в условиях роста цен происходит появление новых игроков в данной отрасли, что, естественно, обеспечивает рост предложения.
Помимо ценовой зависимости, величина предложения подвержена воздействию неценовых факторов. К ним относятся:
- Техническое обновление производств.
- Изменение стоимости факторов производства.
- Изменение налогового бремени производителей.
- Выход на рынок новых хозяйствующих субъектов.
- Ценовая политика конкурентов.
- Фаза экономического цикла.
Предложение отражает связь производства с потреблением. Происходит реагирование производства на изменения спроса.
Практическое использование теории спроса и предложения
Теорию предложения и спроса можно использовать для получения ответов на широкий круг практических вопросов. Она позволяет дать ответы на следующие актуальные вопросы рыночного механизма:
- Анализ изменения ценовой политики компаний различной направленности деятельности при наличии финансовых трудностей: снижение цен, изменение объемов продаж и т. д.
- Изменения потребительского спроса при повышении уровня оплаты труда: на какие категории товаров, в какой временной период и т.д.
- Отражение изменений роста уровня оплаты труда сотрудников с низким уровнем доходов на изменении их благосостояния и потребительских предпочтений.
Ответы на эти вопросы лежат в основе концепции эластичности. Она является методом количественной оценки интенсивности реакции спроса и предложения на изменение цены. Ценовая эластичность спроса отражает параметры изменения величины спроса на продукцию за счет изменения цен. При этом, изменение величины спроса и цены отражается в процентном отношении. На изменение цены, различные товары могут отличаться различной чувствительностью.
Примерами разной эластичности спроса на разные товары являются:
- спрос на жизненно важные лекарства: он сохраняет свой уровень независимо от изменения цен;
- незначительное изменение спроса на товары первой необходимости. При росте цен, спрос подвергается незначительному снижению;
- высокая эластичность спроса на предметы роскоши. Он полностью зависит от изменен я цен: рост цен обуславливает снижение величины спроса на товары данного типа;
- формирование совершенно эластичного спроса на продукцию, подлежащую государственному ценовому регулированию. Происходит изменение спроса при фиксированных ценах.