Теория потребительского поведения - это теория, занимающаяся изучением поведения потребителей на рынке и их взаимоотношений с продавцами при совершении потребительского выбора.
Теория потребительского поведения, по сути, выступает отражением механизма взаимодействия между потребностями и спросом.
Рисунок 1. Предпосылки теории поведения потребителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формирование рыночного спроса опирается на принимаемые решения о приобретении товаров, работ, услуг отдельными потребителями. Эти решения зависят от потребительских предпочтений и возможностей т.е. наличия бюджетных ограничений. Каждый потребитель ориентируется на получение наибольшей выгоды от той или иной покупки с минимизацией затрат на нее.
Основы совершения потребительского выбора
Совершение того или иного потребительского выбора основывается на определенных предпочтениях потребителя. Предпочтения варьируются в зависимости от конкретной ситуации, условий совершения выбора, временного периода и иных параметров. Они являются уникальными для каждого конкретного потребителя. Выбор делается с учетом финансовых возможностей потребителя и возможности максимального удовлетворения потребностей принимаемого решения. Потребитель ориентируется на максимизацию полезности совершаемого потребительского выбора. В этом и состоит суть потребительского поведения.
Совокупная полезность — это общая полезность всех единиц определенного блага, помимо того, совокупная полезность — это общая полезность всего потребительского набора.
В основе совершения потребительского выбора лежит следующая последовательность действий:
- Осознание наличия определенной потребности.
- Поиск информации о способах удовлетворения актуальной потребности и продукции, которая поможет в этом.
- Анализ вариантов потребления: происходит изучение всех возможных вариантов потребления т.е. приобретения того или иного товара или услуги и оцениваются все альтернативы.
- Принятие решения о покупке. Решение принимается в опоре на минимизацию затрат и максимизацию полезного эффекта т.е. максимальное удовлетворение имеющейся потребности в результате приобретения выбранного продукта.
- Реагирование на совершенное приобретение. Потребитель оценивает правильность принятого решения и его эффективность.
В ходе принятия решения о покупке, потребитель сталкивается с определенными внешними и внутренними факторами, которые оказывают влияние на совершаемый выбор.
К внешним факторам относятся:
- этап экономического развития, социально-экономическая стабильность;
- временной период совершаемого выбора;
- данные демографического развития;
- динамика рыночной конъюнктуры в текущий временной период и прогнозируемые тенденции.
К внутренним факторам относятся:
- специфика восприятия информации отдельного потребителя;
- индивидуальные потребности и предпочтения;
- психологические особенности конкретного потребителя;
- эмоциональное состояние в момент покупки;
- система мотивации;
- социальный статус потребителя;
- стиль жизни, привычки и установки.
Поведение потребителей относительно основной части продуктов определяется системой его мотивации. Те побуждения, которые определяют совершаемый выбор, и составляют основу потребительского выбора. Именно от них зависит его специфика и конкретные действия. При этом мотивация бывает развита в разной степени у разных потребителей. Сила мотивации - общая интенсивность стремления удовлетворить необходимые потребности.
Потребительский выбор составляет основу теории потребительского поведения, которая играет значимую роль в современной микроэкономике.
Практическое значение теории потребительского поведения
Особая роль теории потребительского поведения может быть обозначена следующими положениями:
- Поведение потребителей лежит в основе понимания специфики формирования спроса на продукцию, который должен быть проанализирован хозяйствующими субъектами при принятии решений о выпуске продукции. Спрос отражает данные о потребностях потребителей в количестве того или иного товара.
Теория поведения потребителя позволяет сформировать понимание предельных величин и организовать их практическое применение в реальном рыночном хозяйстве. Предельные величины имеют весомую роль, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Особое место отводится изучению категорий предельной полезности и предельной нормы замещения.
Замечание 2Предельная полезность – это степень полезности, получаемой потребителем от приобретения дополнительных единиц товара.
Предельная норма замещения – это количество блага, от которого потребитель может отказаться при равной замене его другим благом с сохранением той же нормы полезности. Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит, что по существует предел увеличения количества потребления того или иного блага, выход за который приводит к снижению степени полезности его потребления.
Теория потребительского поведения содержит ряд объективных экономических закономерностей, лежащих в основе функционирования рынка. Также, ею осуществляется анализ превращения субъективны предпочтений потребителей в объективные экономические закономерности, присущие рыночному механизму хозяйствования. При этом рынок должен быть достаточно насыщен товарами, чтобы обеспечивалась возможность выбора потребителя. В случае дефицита товаров происходит искажение законов рыночного ценообразования, поскольку спрос искажается под воздействием отсутствия товаров, которые отвечают предпочтениям потребителей и требуют приобретения иных благ. Рынок насыщается не теми товарами, что приводит к формированию излишка производителя. Невозможность его реализации чревата разорением производителей и экономическим дисбалансом. Потому, учет данных закономерностей важен при реализации производственной деятельности и организации взаимодействия продавца и потребителя.