Государственное регулирование экономики – это целенаправленная и сознательная деятельность органов государственной власти, которая заключается во внесении определенных изменений в развитие рыночных отношений в целях реализации общенациональных интересов.
Субъекты государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики реализуется через совершение действий определенными субъектами - активными участниками социально-экономических и политических отношений.
В настоящее время принята следующая классификация объектов государственного регулирования экономики:
- Носители экономических интересов – это группы людей, которые объединены по профессиональному, имущественному, возрастному, половому и прочим признакам (например, педагоги, дачники, пенсионеры);
- Выразители экономических интересов – это институализированные (оформленные) объединения носителей экономических интересов, основанные на общности последних (например, политические партии, общественные движения, профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы фермеров);
- Исполнители экономических интересов – это органы государственной власти, которые принимают меры в целях реализации общих экономических интересов.
У каждой из этих групп разный уровень возможностей по воздействию на экономические процессы. Непосредственным регулированием экономики занимаются государственные органы, которые обобщают все имеющиеся в обществе интересы, ставят в соответствии с ними задачи и решают их через использование аккумулированных ресурсов.
Объекты государственного регулирования экономики
Объектами государственного регулирования экономики в общем виде можно назвать отдельные части системы экономических отношений, которые отличаются периодическим возникновением проблемных ситуаций. Следовательно, органам государственной власти необходимо вмешаться в эту группу экономических отношений.
В современном мире существует множество явлений, которые можно признать в качестве объекта государственного регулирования экономики. Обобщенно их можно представить в виде следующей классификации:
- Социально-экономические процессы (инвестиционный процесс, структурная перестройка экономики, научно-технический прогресс и др.);
- Макроэкономические показатели (валовый внутренний продукт, уровни инфляции, безработицы и др.);
- Элементы комплекса народного хозяйства (топливно-энергетический, аграрно-промышленный, военно-промышленный, жилищно-коммунальный комплексы и др.);
- Отрасли национальной экономики (сельское хозяйство, жилищное строительство, автомобилестроение, городской транспорт);
- Предприятия (системообразующие, градообразующие, научно-производственные и др.);
- Регионы (депрессивные, доноры, приграничные, отдаленные и др.);
- Объекты международного уровня (экспорт и импорт товаров, рабочей силы, капиталов, технологий и др.);
- Социальные группы (безработные, пенсионеры, малообеспеченные, многодетные, инвалиды и др.).
Органы государственной власти обычно осуществляют выбор объектов государственного регулирования экономики. Выбирается и немалое, и небольшое количество объектов для того, чтобы получить заметный эффект при условии ограниченности ресурсов. При этом нужно сконцентрировать усилия на наиболее важных объектах, актуальность регулирования которых обуславливается текущими социально-экономическими условиями.
Методы государственного регулирования экономики
Субъекты государственного регулирования экономики оказывают воздействие на объекты путем применения специальных методов. Методы регулирования представляют собой способ практического осуществления управленческой деятельности, который предполагает использование определенной совокупности инструментов.
В зависимости от того, как в процессе государственного регулирования экономики взаимодействуют субъекты и объекты, используемые методы можно классифицировать следующим образом:
- Методы наблюдения и диагностики – методы данной группы используются органами власти для того, чтобы установить причины и характер проблем, возникающих в социально-экономической системе, а также определить перспективы и возможности их решения;
- Методы профилактики – заключаются в принятии органами власти мер, в результате которых можно будет избежать проявления периодически возникающих социально-экономических проблем;
- Методы опережения проблем – предполагают составление органами власти программы будущих действий и создание ими финансовых резервов в случае наличия научно обоснованного прогноза о неизбежности возникновения некоторых социально-экономических проблем;
- «Пожарные» методы – это безотлагательные действия органов власти по смягчению конфликтных ситуаций, которые проявились неожиданно и быстро (например, экономический кризис, крупная технологическая авария, резкий скачок цен, климатические аномалии).
Кроме того, методы государственного регулирования экономики могут отличаться по содержанию и оказываемому ими эффекту. Так, выделяют административные методы, базирующиеся на силе принуждения, исключительное право на применение которого принадлежит государству.
В странах с рыночной экономикой преимущественно используют экономические методы, адекватные природе рынка. В основном они представлены мерами бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики государства.
Еще отдельно можно выделить институциональные методы, которые направлены на формирование адекватной институциональной среды, а также социально-психологические методы, которые призваны поддерживать уверенность граждан в стабильности экономического развития.