Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике

Определение 1

Взаимодействие фирм – это достижение коммерческими организациями договоренностей по поводу условий ведения хозяйственной деятельности на рынке и их соблюдение.

Теоретические основы стратегического взаимодействия фирм

Фирмы способны взаимодействовать друг с другом только, если они действует в рамках рыночных структур, которые нельзя считать полностью конкурентными. Речь идет про такую структуру как олигополия. Она характеризуется наличием и доминированием на рынке небольшого числа крупных фирм, трудностями для входа на рынок выхода из него.

В связи с этим на рынке олигополистической конкуренции фирмы, на долю которых приходится значительная часть продаж, способны оказывать влияние на рыночную цену. Однако действие одного олигополиста сказывается на всех остальных. Т.е. ценообразование на рынках олигополии предполагает взаимозависимость фирм-производителей товара при принятии решений относительно их поведения на рынке. Это подталкивает фирмы к установлению между собой стратегического взаимодействия.

Стратегическим взаимодействием называют поведение фирм, которые при принятии решений об уровне цен, об объеме и качестве продукции учитывают возможные ответные действия конкурентов. Стратегическое взаимодействие фирм является отличительной и исключительной чертой рынка олигополии: в условиях свободной конкуренции число фирм на рынке слишком велико, поэтому взаимозависимость между ними практически отсутствует.

В условиях олигополии различают две основные формы стратегического взаимодействия фирм:

  • форма некооперированной олигополии, т.е. фирмы конкурируют друг с другом и в большей степени проводят самостоятельную политику на рынке, но с учетом возможной реакции конкурентов;
  • форма кооперативной олигополии, т.е. фирмы предварительно договариваются о совместных действиях (вступают в сговор) и выступают на рынке в значительной степени «единым фронтом».

Объектом взаимодействия фирм может быть как объем выпускаемой на рынок продукции (тогда модель олигополии является количественной), так и цена на продукцию (тогда модель олигополии является ценовой). На этой основе составлены основные стратегии взаимодействия фирм.

«Стратегии взаимодействия фирм в теории и на практике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Стратегии взаимодействия фирм в количественной олигополии

Стратегия (модель) Курно нацелена на демонстрацию установления на рынке равновесного объема продаж, если фирма выбирает количество в зависимости от того количества, которое продает на рынке другая фирма. Однако из-за недальновидности выбора выпуска каждой фирмой, реакция контрагента приводит к отличию выпуска контрагента, ожидаемого фирмой, от фактического выпуска. На рынке равновесие может быть достигнуто, если реализуются ожидания каждой фирмы относительно объема выпуска конкурента.

Стратегия Курно считается универсальной, поскольку она может реализовываться в отношении как однородных, так и дифференцированных товаров. Ключевым допущением данной стратегии является мнение менеджмента действующих на данном рынке фирм о том, что их решения об объеме выпускаемой продукции не оказывает влияния на аналогичные решения, которые принимаются их коллегами-конкурентами.

Стратегия Штакельберга имеет силу в той ситуации, когда фирмы отличаются друг от друга по времени принятия ими решения. В этом случае на рынке выделяется фирма–«зачинщик», которая принимает стратегическое решение об объеме выпускаемой продукции раньше остальных, и фирмы-«преследователи», которые, зная о решении «зачинщика», принимают его как данность и решают, каким должен быть объем выпускаемой ими продукции, чтобы в новых условиях максимизировать извлекаемую ими прибыль.

Таким образом, в рамках стратегии Штакельберга «преследователи» действуют как участники стратегии Курно. «Зачинщик», в свою очередь, занимается максимизацией своей прибыли, а не обращает внимания на то, какие объемы продукции выпускают остальные участники рынка, поскольку знает, что они будут действовать как участники стратегии Курно.

Стратегии взаимодействия фирм в ценовой олигополии

Стратегия (или модель) Бертрана является простейшей моделью некооперативного взаимодействия крупных фирм. Она предполагает конкуренцию фирм в цене на однородные виды продукции и их реагирование (оптимальным для себя образом) на изменение цен конкурентами.

Если фирмы не устанавливают на свои товары одинаковые цены, то это приводит к развитию ценовой войны. Поскольку продукция однородна, то потребители будут приобретать тот товар, который является более дешевым. Следовательно, продукция фирм-конкурентов окажется невостребованной на рынке. Им в этом случае придется устанавливать еще более низкую цену. Далее продолжается поочередное снижение цен.

Конечным результатом ценовой войны является получение фирмами нулевой прибыли. Поэтому для них стратегия Бертрана является наименее привлекательным вариантом взаимодействия. В то же время для потребителей подобный сценарий развития ситуации на рынке является самым желательным.

Стратегия Форхаймера представляет одну из моделей лидерства по цене (поэтому в литературе она зачастую именуется стратегией доминирующей фирмы или стратегией тайного сговора). Данная стратегия исходит из того, что одна из фирм является признанным ценовым лидером на рынке, который, зная функцию рыночного спроса, занимается регулированием уровня рыночной цены и берет на себя ответственность за ее приспособление к изменяющимся условиям рынка.

Другие фирмы на рынке образуют конкурентное ощущение и принимают ту цену, которая установлена фирмой-лидером. Отказываясь от риска принятия ценовых решений, данные участники рынка лишают себя возможности установить цену на основе решения задачи по максимизации прибыли. Зачастую они идут на тайный сговор с фирмой-лидером об установлении на рынке определенного уровня цен.

Дата последнего обновления статьи: 13.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot