Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Школы макроэкономики

Общее понятие макроэкономики

На протяжении всей истории человечества складываются и развиваются хозяйственные отношения. Долгое время экономика занималась решением задач, встающих перед господствующими классами. Однако, постепенно сформировалась база фактических знаний, легшая в основу современной науки об экономике. Целью существования экономической теории можно назвать обеспечение потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Таким образом, макроэкономика занимается исследованием крупных хозяйственных систем национального, мирового или международного уровня. Она оперирует макроэкономическими показателями, а микроэкономика изучает процессы и явления, а также системы, созданные отдельными хозяйствующими субъектами.

Замечание 1

Под макроэкономикой понимается национальное хозяйство. Объектом ее изучения выступают факторы, условия и принципы поддержания стабильности функционирования, а также обеспечения роста и развития экономики страны. Так же данной наукой могут рассматриваться отношения с иностранными контрагентами и государствами, если речь идет о рыночной модели хозяйствования.

Государство в макроэкономике рассматривается в качестве активного участника. Оно может выступать в роли продавца или покупателя, в зависимости от текущих потребностей. Так же государство выполняет функцию по регулированию и управлению хозяйственными процессами с помощью набора финансовых инструментов. Стоит отметить, что макроэкономика использует агрегированные показатели, то есть обобщенное описание субъектов и отношений между ними. Например, совокупный покупатель – это все экономические агенты, выступающие в роли потребителя готовых товаров и услуг. Производитель – это продавцы, участвующие в создании, распределении и сбыте экономических благ.

Предпосылки формирования макроэкономического направления в науке

Долгое время экономические школы занимались изучением вопросов, интересовавших лишь отдельные группы людей. Сама макроэкономика сформировалась лишь в начале двадцатого века, пройдя почти двухвековой путь становления.

Первые попытки описания обобщенных макроэкономических событий приписывают Франсуа Кенэ, который трудился в восемнадцатом веке. В своем экономическом труде он сделал попытку оценить общественное воспроизводство с точки зрения пропорций между натуральными и стоимостными показателями общественного продукта. Он отрицал предположение меркантилистов о том, что богатство формируется в ходе обмена. Придерживался позиции физиократов о том, что главным источником финансового благосостояния является земля.

«Школы макроэкономики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кенэ видел труд только в сфере земледелия. Богатство по его мнению формировалось в условиях превышения произведенного продукта над потребленным так же в рамках землевладения и использования земельных наделов.

Важную роль в становлении макроэкономики сыграл марксизм. В его рамках активно изучалась рабочая сила. Так же особое внимание уделялось прибавочной стоимости, как отдельной категории макроэкономики. Маркс применял формационный подход, рассматривая экономику как единое целое, а процессы в ней в качестве закономерных исторических явлений.

Маржинализм так же занимался вопросами макроэкономического характера. Леон Вальрас стал основателем теории рыночного равновесия. Им же была предложена рыночная градация в зависимости от фактора производства. Он выделял товарный рынок, рынок капитала и труда, а также финансовый рынок. Леон Вальрас стал первым активно использовать математические методы и моделирование для описания сложных хозяйственных процессов и явлений, что позволило развивать макроэкономическое прогнозирование.

Школы макроэкономики

Впервые термин «макроэкономика» был употреблен в трудах норвежского экономиста Рагнара Фриша. Однако, основоположником данного научного экономического направления считается Джон Мейнард Кейнс. Основными школами макроэкономического учения можно назвать:

  1. Кейнсианство. Придерживалось позиции активного государственного воздействия на экономику. В рамках данной школы изучаются пути стабилизации экономики, исследуются количественные связи между макроэкономическими показателями. Основой макроэкономики является рынок, а факторами, поддерживающими его – полная занятость и эффективный спрос. В программу развития макроэкономики согласно кейнсианству входят целевое применение средств государственного бюджета, расширение общественных работ, применение методов монетарной политики, а также регулирование уровня занятости.
  2. Неокейнсианство поддерживает главные идеи Джона Кейнса, но особый акцент делается на несовершенство рыночного механизма. Неокейнсианцы поддерживают активную роль государства, его участие в регулировании макроэкономических процессов.
  3. Неоклассическая школа. Напротив, отрицала государственное вмешательство в экономику. Представители школы полностью полагались на рыночный механизм регулирования. Здесь рассматривается установление баланса через уравновешивание объема предложения и спроса. Согласно теории неоклассиков нестабильность цен действует только в краткосрочном периоде, в долгосрочном сохраняется стабильность функционирования макроэкономики. Домашние хозяйства рассматриваются в качестве рациональны участников экономических отношений, способные руководствоваться правилами рынка при совершении экономического выбора.
  4. Неоклассический синтез – это сочетание положений работы неоклассиков и кейнсианцев. Основная задача стоит в определении удельного веса государственного влияния и действия рыночного механизма.
  5. Монетаризм ведущую роль отводит объему денежной массы в обороте. С помощью регулирования денежного обращения можно воздействовать на деловую активность, сбережения, инвестиционную деятельность и так далее
  6. Институционально-социологическое направление в экономике сводится к более широкому представлению классической политэкономии. Макроэкономика подвергается воздействию социальных, психологических и социально-экономических факторов.
Замечание 2

Макроэкономическое знание развивается согласно потребностям общества, возникающим на каждом историческом этапе его становления.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot