Понятие смешанного блага
Смешанное благо – это благо, используемое в совместном потреблении.
Смешанное благо характеризуется:
- убыванием своего потребления;
- избирательностью потребления;
- альтернативностью использования;
- исключаемостью блага;
- ограниченностью использования блага.
Смешанные блага могут быть использованы всеми членами общества, но в ограниченном объеме. Ограниченность объемов определяется количеством потребителей.
Одной из разновидностей смешанного общественного блага является перегружаемое благо. Оно предполагает свое стабильное положение, неисключаемость до достижения конкретного объема, конкретных параметров, т. е. предела данного блага, которого хватает для его использования всеми. Когда происходит выход за этот предел, то возникает перегрузка благ, т. е. их нехватка для потребления всеми. По сути, это означает, что когда один субъект хозяйствования применяет благо в размерах, превышающих предельные показатели, то возможности использования данного блага другими субъектами хозяйствования теряют свою силу, т. е. возникает невозможность использования данного блага еще кем-либо.
Еще одним видом совместного блага являются клубные блага. Они характеризуются ограниченным доступом к ним. Принцип исключаемости блага применяется не к одному субъекту, а к их группе.
Для смешанных общественных благ всегда имеет место быть переполнение. Оно возникает, когда увеличивается число потребителей данного блага. Они мешают друг другу. Возникает соперничество в потреблении.
Теория совместного потребления благ
Теория клубов – это теория распределения благ посредством совместного их потребления с ограниченным доступом.
Данная теория связана с реализацией принципов совместного потребления благ. Предполагается, что блага распределяются между частниками клубов - субъектами того или иного экономического проекта, вида хозяйственной деятельности. Блага распределяются между участниками согласно размеру их взносов, т. е. вкладу средств в экономическую деятельность или размеру инвестиционных вложений.
Потребителями благ в теории «клубов» являются объединения людей. Оно не реализуется на уровне отдельной личности, а предполагает потребление благ группой, сообществом граждан.
На сколько полезны будут блага и уровень удовлетворения потребностей потребителей определяется количеством человек, входящих в состав конкретного объединения. В процессе объединения происходит распределение издержек между его участниками и распределение доходов, выгод от осуществления той или иной деятельности. Здесь, возникает проблема оптимального соотношения издержек и выгод. Это приводит к необходимости разрешения двух важных вопросов:
- Численность пользователей смешанного блага, при которой будет достигнуто его рациональное потребление.
- Объем общественного блага необходимого для удовлетворения конкретного числа потребителей.
Численность пользователей блага и их рациональное количество могут иметь совершенно разное значение. Потому, необходимо определение оптимального числа потребителей конкретного блага и его объемов, дающих возможности удовлетворения потребностей в благе того или иного количества потребителей. Ответить на эти вопросы позволяет теория клубов. Она связана с управлением общественными благами и их рациональным распределением.
Создание клубов для распределения благ предполагает оптимизация их распределения. Клуб оптимизирует:
- объем производимых общественных благ;
- объем численности членов клуба;
- совместное решение обоих, выше представленных оптимизационных задач.
Распределение благ, находящихся в собственности клуба реализуется, посредством соблюдения ряда требований:
- Снижение предельной полезности для всех потребителей. Это исключает циклические колебания индивидуальных предпочтений избирателей.
- Реализуется голосование потребителей – членов клуба при выборе объемов производства смешанного блага.
- Потребители блага должны знать свою долю в затратах, т. е. объеме вложенных средств. От нее зависит объем получаемых выгод.
- Проведение голосования членов клуба, дающее объективное и независимое выражение их воли.
Однако, в реальной практике функционирования клубов, распределение смешанного продукта не реализуется при соблюдении всех условий. Большинство голосов делает принятие решений неэффективными, при их равновесном значении.
Графическое представление теории клубов
Поскольку, теория клубов ориентирована на нахождение оптимального соотношения издержек и выгод, получаемых от использования того или иного смешанного блага, оптимизацию количества потребляемых благ конкретным количеством членов, входящих в состав того или иного клуба, то она имеет графическое представление распределения выгод и издержек.
Рисунок 1. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На первом графике – (а) представлена зависимость между издержками производства и полученными выгодами, приходящимися на одного пользователя блага.
На втором графике - (б) представлена зависимость между издержками производства и выгодами, получаемыми по ходу его реализации, которые присущи одному потребителю от количества смешанного общественного блага, находящегося в собственности членов клуба.
На третьем графике – (в) отражены оптимальные значения благ смешанного общественного продукта – Q, при конкретных значениях N. Также, здесь отображается оптимальное количество членов клуба – N при конкретных значения объемов смешанного общественного продукта, т. е. с целью его распределения между всеми участниками объединения.
Линии Q и N пересекаются в точке E. Здесь, отражаются объем оптимального количества смешанного блага и оптимальная численность его потребителей, т. е. при данном количестве участников клуба можно реализовать рациональное потребление конкретного объема благ. Только в этой точке удается достичь оптимизации распределения благ. При любом ином значении Q и N и их сочетании невозможно достичь одновременного решения двух ведущих задач оптимизации распределения благ.