Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии

Определение 1

Чистая монополия – это вид рынка, на котором функционирует один крупный продавец, полностью контролирующей ценообразование в силу уникальности своего продукта, отсутствия его альтернатив и заменителей.

Характерными чертами рынка чистой монополии являются:

  • единственность продавца на рынке конкретной продукции;
  • масштабность производственной деятельности;
  • уникальность выпускаемой продукции, услуг;
  • отсутствие конкурентов внутри отрасли. при этом имеется межотраслевая конкуренция;
  • наличие серьезных барьеров вступления на данный рынок;
  • полный ценовой контроль монополиста на рынке;
  • отраслевой спрос на продукцию;

В силу наличия на рынке или в отрасли одной фирмы, реализующей определенный вид деятельности, установление ею объемов производства и цен характеризуется рядом специфических особенностей.

Как правило, чистыми монополистами являются крупные корпорации, которые реализуют деятельность, связанную с естественными ресурсами, природной средой, а также услугами, которые носят масштабный характер и не позволяют мелким фирмам функционировать на том же уровне и обеспечить стабильность своей деятельности, экономический рост и развитие (услуги ЖКХ, железнодорожные перевозки, нефтедобыча)

Оперирование объемами производства

При установлении цен на продукцию чистым монополистом осуществляется учет его специфического положения: фирма не имеет конкурентов, что приводит к тому, что кривая спроса монополиста имеет понижающийся наклон. В результате кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса. Подобно конкурентному продавцу, чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек.

Наличие барьеров для вступления в отрасль других фирм обеспечивает получение экономической прибыли монополистом не только в краткосрочном периоде деятельности, но и в долгосрочном, независимо от уровня цен, которые он устанавливает. При этом, чистый монополист действует согласно следующим правилам:

«Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • не устанавливает максимально возможную цену на продукцию;
  • не достигает равенства между уровнем максимальной прибыли, которую он желает получить и реальной максимальной прибылью, которая устанавливается на единицу его продукции;
  • действует в условиях высоких производственных издержек. это не позволяет ему сохранить устойчивость финансового положения при снижении спроса на продукцию;
  • ориентируется на избегание формирования неэластичного отрезка своей кривой спроса.

Таким образом, в силу данных условий деятельности монополиста, оперирование им объемами производства характеризуется следующими аспектами:

  • сокращение объемов производства с сохранением такого же уровня прибыли за счет повышения цен. Такое поведение невозможно реализовать в условиях конкуренции. В результате происходит неэффективное ресурсное потребление монополиста, что подтверждает тот факт, что цена оказывается выше предельных издержек в условиях монополизированных рынков;
  • увеличение разности издержек производства монополистов и конкурентных производителей в силу того, что за счет используемого монополистами эффекта масштаба производства происходит снижение их издержек. Конкурирующие фирмы не имеют такой возможности экономии. При этом, зачастую возникает неэффективность ресурсного потреблениями монополистами в силу ориентации на сохранение престижа компании, бренда, имени, а также привилегий, которые предоставляются государством (это касается естественных монополий);
  • зависимость объемов реализации от ценовой стратегии проявляется в том, что при необходимости увеличения объемов выпуска на одну дополнительную единицу возникает необходимость снижения цены;
  • выбор такого объема производства, при котором предельный доход и предельные издержки оказываются равными.

Ценовая стратегия чистого монополиста

Построение ценовой стратегии чистого монополиста опирается на его лидирующие позиции на рынке. Монополист получает полный контроль над ценами и может устанавливать любую цену, независимо от параметров спроса. При этом, если чистый монополист принимает решение о расширение объемов выпуска, то, как было рассмотрено выше, ему необходимо снизить цену. Снижение цены будет относиться не только к дополнительной единице продукции, но и ко всем другим, которые могли бы быть реализованы по более высокой цене. Таким образом, происходит получение предельного дохода монополиста в размере меньшем, чем цена товара. Графически, расположение кривой предельного дохода (МR) располагается ниже кривой спроса D.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование ценовой стратегии чистого монополиста сопряжено с рядом особенностей:

  1. Необходимость учета степени эластичности спроса по цене при разработке ценовой стратегии.
  2. Ориентация на уход от формирования на кривой спроса неэластичного участка, что обусловлено тем, что при снижении цен произойдет падение валового дохода TR.
  3. При ориентации на максимизацию прибыли монополист стремится к установлению цены в пределах эластичного участка кривой спроса, и ее значении, превышающем средние издержки: P > AC.
  4. Ориентация на получение не самой высокой прибыли, которая может быть получена в определенной отрасли и при определенных условиях хозяйствования, а к увеличению совокупной прибыли чистого монополиста.
  5. Использование политики ценовой дискриминации для максимизации совокупной прибыли монополиста. Это требует разделение потребителей на группы по степени эластичности спроса и лимитировать свободное товарное движение между данными группами.

Важно отметить, что получение прибыли в долгосрочном периоде и оперирование ценами и объемами производства будет идентичным краткосрочному периоду, если чистый монополист занимает устойчивое положение на рынке. Это означает наличие серьезных барьеров вхождения на рынок других продавцов, способных подорвать монопольную власть фирмы. При этом, в долгосрочном периоде, чистый монополист ориентируется на снижение объемов производства и установление более высоких цен на готовую продукцию. В результате происходит нерациональное ресурсное потребление. Деятельность чистого монополиста характеризуется производственной неэффективностью.

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot