Основы функционирования микрорынков
Микрорынок – это вид рынка, на котором осуществляются операции по конкретному направлению, небольшого объема или, охватывающие конкретный сегмент экономики, конкретный регион.
Любой микрорынок развивается и функционирует по основным экономическим законам, по законам рынка. Деятельность микрорынков ориентирована на получение прибыли. Эта прибыль может быть доходом отдельной компании, отдельного сегмента экономики, отдельного региона страны или отдельной местности.
Эффективность микрорынков определяется их прибыльностью.
Устройство рынков отличается по уровню развития конкуренции на них. Конкуренция на рынке ограничивает возможности отдельных участников рынка оказывать воздействие на конъюнктуру рынка и изменять направление его функционирования. Такие возможности открываются на тех рынках, где конкуренция ограниченна или вообще отсутствует.
По своей структуре микрорынки бывают следующих типов:
- Рынок совершенной конкуренции.
- Рынок монополистической конкуренции.
- Олигополия.
- Рынок абсолютной монополии.
На каждом из данных рынков имеется определенный уровень развития конкуренции.
На рынке совершенной конкуренции происходит противостояние, «битва за прибыль» большого количества продавцов. Каждый из них, не оказывает особого воздействия на конъюнктуру рынка. Как правило, в этом случае конкурируют между собой небольшие фирмы, производящие однородную продукцию.
Что касается рынков монополистической конкуренции, то на них осуществляется конкуренция мелких и средних фирм, реализующих дифференцированную продукцию. Воздействие на конъюнктуру рынка отдельных его участников является минимальным. Цены, практически не контролируются. Здесь имеется большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет спрос определенного сегмента, конкретной доли рынка
На рынках олигополии происходит продажа продукции или услуг, как однородного, так и дифференцированного характера. Доступ на этот рынок ограничен. На такие рынки могут попасть фирмы, обладающие определенными характеристиками: производство продукции конкретного рода, оказание уникальных услуг. Олигополии устанавливают цены на рынке и контролируют их. Они не позволяют проникнуть на рынок новым участникам без соблюдения определенного перечня условий и следования установленной ценовой политике. Здесь происходит продажа продукции одного типа несколькими крупными производителями. Борьба между ними носит неценовой характер.
На монопольном рынке ведущую позицию занимает одна крупная компания, выступающая монополией в конкретной сфере производства. Конкуренция на рынке полностью отсутствует. Это обусловлено тем, что предлагается уникальная продукция или услуги. Попасть на данный рынок невозможно.
Факторы, воздействующие на функционирование микрорынка
Деятельность любого рынка, в том числе и микрорынка, регулируется основными экономическими законами – соотношение спроса и предложения в зависимости от типа рынка и его структуры. Помимо экономических законов, эффективность рынков зависит от влияния ряда внеэкономических факторов. К ним относятся:
- Экологические условия функционирования микрорынка. Ведение предпринимательской деятельности на конкретной территории не может быть отвлечено от ее природных условий. Нерационально открывать конкретную сферу деятельности, заниматься продажей продукции определенного рода на территории, где ее она не будет пользоваться спросом. К примеру, открытие магазинов товаров для занятиями зимними видами спорта в близи моря или построение высотных зданий в зонах повышенной сейсмоопасности. Также, экологические факторы оказывают влияние на динамику продаж в течение года, в его разные сезоны. Любые экологические изменения приводят к сбоям в прогнозируемой доходности конкретного предприятия и всего микрорынка. Ожидаемая выручка может быть не получена или получена в недостаточном объеме для покрытия всех затрат, что снижает эффективность микрорынка и приводит к рискам его ликвидации. В иных ситуациях может быть недостаточно учтен спрос на конкретную продукцию из-за сезонных факторов и ее объема не хватит на удовлетворение данного спроса, а, соответственно, возникнет ситуация упущенной выгоды.
- Социально-культурные факторы. Они определяют специфику ведения предпринимательской деятельности на микрорынках. К таковым относится: менталитет жителей конкретного региона, области, предпочтения населения в конкретный временной период, уровень благосостояния населения, тенденции моды и иные параметры, которые обуславливают принятие или непринятие конкретной фирмы на рынке, выпуск определенной продукции и формирование целостного рынка данного направления. Данные факторы определяют специфику ведения предпринимательской деятельности конкретными юридическими лицами.
- Государственный сектор. Государственное регулирование экономики является ведущим фактором эффективности функционирования того или иного микрорынка. Государство разрабатывает специальные меры поддержки тех или иных отраслей народного хозяйства, оказывает помощь в развитии бизнеса конкретных направлений, устанавливает ограничения по методам и формам осуществления предпринимательской деятельности. Государство стремиться повысить конкурентоспособность отдельных отраслей хозяйства, продлить деятельность отдельных предпринимателей и обеспечить долгосрочность существования того или иного микрорынка. В условиях определенных направлений экономической политики, государство может создавать производителям препятствия, чтобы прекратить существование конкретного микрорынка. Деятельность государства стимулирует развитие бизнеса, подталкивает предпринимателей к принятию продуктивных решений, поиску новых способов деятельности и перспектив развития.
Следует отметить, что развитие микрорынков определяется принятием предпринимательских решений его субъектами. Если учет экономических законов заставляет предпринимателей искать пути повышения прибыли, то ограничения иных факторов внеэкономического характера приводят к оптимизации применяемых методов и средств, создавая условия для долгосрочной прибыльности деятельности, обеспечивая устойчивость и стабильность существования рынков. Однако, если принятые решения противоречат данным ограничениям, то стабильность бизнеса и микрорынка подрывается.
Рисунок 1. Основные причины неэффективности отдельных микрорынков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ