Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Предпочтения потребителя и его потребительский выбор. Кривые безразличия и норма замены

Определение 1

Предпочтения потребителя – это личное, субъективное отношение конкретного потребителя к товару или услуге, на основании которых реализуется совершение потребительского выбора.

Определение 2

Потребительский выбор – это отдача предпочтения конкретному товару или услуге, согласно их свойствам, в условиях ограниченности доходов.

Потребительский выбор совершается на основании полезности для конкретного потребителя определенных товаров. Потребитель выбирает те товары, которые приносят ему максимальную полезность т.е. в максимальной степени способны удовлетворить его потребности. При этом, происходит отказ от иных товаров.

Статья: Предпочтения потребителя и его потребительский выбор. Кривые безразличия и норма замены
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Факторы формирования потребительских предпочтений

В процессе приобретения той или иной продукции, совершения выбора конкретных услуг потребитель опирается на необходимость удовлетворения определенных потребностей.

Основными факторами, оказывающими воздействие на формирование потребительских предпочтений, являются:

  1. Полезность товара или услуги. Полезность - это мера удовлетворения потребительских потребностей определенного вида. То, насколько максимально товар или услуга способны удовлетворить определенную потребность отражает степень их полезности. При этом, важно понимание того, что полезность является субъективным понятием. Один и тот же товар может обладать разной степенью полезности для разных потребителей.
  2. Осознанное восприятие потребительских потребностей. От осознанности потребностей во многом зависит адекватность совершаемого потребительского выбора.
  3. Навыки оценки степени удовлетворения потребностей при потреблении.
  4. Маркетинговое продвижение товара или услуги (полнота информации о том или ином товаре, услуге, ориентированность продавца на потребности конкретных потребителей, их потребительские предпочтения).
  5. Параметры сбыта продукции: место реализации определенных товаров или услуг, рациональность размещения продукции, доступность и др.;
  6. Ценовая привлекательность – финансовая возможность приобретения продукта различными потребителями.
  7. Оценка выгод потребления. Совершая выбор, потребитель исходит из того, какие блага, выгоды он получит в результате совершения данного выбора.
  8. Уровень восприятия товаров потребителем — это отношение потребителя к товару, формируемое на основании уровня его знаний о нем. Потребитель может находиться на этапе ознакомления с товаром, его узнавания, пребывать в поиске товара, обладающего определенными свойствами или услуги, конкретного рода, либо совершать осознанный потребительский выбор.
«Предпочтения потребителя и его потребительский выбор. Кривые безразличия и норма замены» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Закономерности потребительского выбора

Несмотря на аспекты субъективности потребительского выбора и индивидуальность потребительских предпочтений, в совершении потребительского выбора имеется ряд закономерностей, т. е. общих черт, свойственных поведению разнообразных потребителей.

Основными закономерностями потребительского выбора являются:

  1. Разделение наборов товаров и услуг каждым потребителем по степени их значимости для него, т. е. упорядочивание потребления. Потребители производят сравнение определенных товаров или их групп, наборов в зависимости от своих предпочтений и совершают выбор в пользу тех, которые являются для них наиболее полезными. Если же товары являются равноценными, то на выбор оказывают воздействие иные факторы – уровень дохода, цена и т. д. Предпочтения отражают разную желательность блага, но не учитывают его цену. Потребитель может предпочитать более дорогостоящий товар, а приобретать продукт с аналогичным функционалом, но более дешевый.
  2. Последовательность потребительских предпочтений. Потребитель соблюдает последовательность в приобретение определенных групп товаров. Если предпочтение отдается определенному набору товаров, например, набору А против набора Б, то, при наличии наборов А и В, потребитель сделает выбор в пользу набора А. Это именуется транзитивностью предпочтений.
  3. Ориентация на максимальный объем благ в отсутствие необходимости отказа для этого от потребления иных благ. Потребитель склонен к приобретению большого объема одного набора благ, нежели приобретения в равной пропорции благ двух типов.

Кривые безразличия в совершении потребительского выбора

Кривая безразличия – это линии в декартовой системе координат, отражающие множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя равную полезность, в отношении выбора которых он демонстрирует безразличие.

Кривая безразличия имеет следующий вид:

Кривая безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Кривая безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфическими чертами кривых безразличия являются:

  • бесконечное множество кривых – отсутствие лимитированного количества кривых безразличия;
  • кривые, которые находятся на большем удалении от точки начала координат, соответствуют уровням совокупной полезности, которые являются более высокими;
  • отсутствие точек пересечения кривых, относящихся к одной карте предпочтений потребителя. Это обусловлен тем, что каждая кривая выступает отражением конкретного уровня полезности блага. Он будет меняться в зависимости от ситуации, случая, условий;
  • вогнутость кривых безразличия в направлении начала координат графика;
  • наклон кривой по нисходящей в абсолютном значении при продвижении по кривой вправо. Это связано с убытием предельной нормы замещения вследствие снижения предельной полезности блага;
  • совокупная полезность в каждой паре точек на отдельной кривой безразличия является одинаковой.

Что касается предельной нормы замещения, то она отражает возможности замены блага потребителями на иное благо.

Предельная норма замещения – это то количество товара, от которого потребитель может отказаться в пользу приобретения дополнительного объема, единиц иного блага, при сохранении позиций на кривой безразличия.

По мере роста количества товаров или услуг второго типа, величина предельной нормы замещения снижается, т. е. потребитель может отказаться от меньшего количества блага.

Графически, это может быть представлено следующим образом:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На данном графике Qy – это недельное потребление товара Y, т. е. того товара, от которого потребитель отказывается в пользу увеличения объема потребления товара X. Тогда, выгода в недельном потреблении одной единицы товара X составляет Qx = 1. Количество блага, от которого потребитель готов отказаться, рассчитывается отношением Qy / Qx. Это наклон кривой, по которой и перемещается покупатель, отказываясь от определенного количество единиц товара Y в пользу X. Кривая безразличия принимает отрицательный наклон. Предельная норма замещения не может принимать отрицательное значение, поэтому, она рассчитывается умножением отношения кривых безразличия Qy / Qx на –1.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot