Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Потребитель и потребление в рыночной системе

Определение 1

Потребление – это стадия воспроизводственного процесса, во время которой экономические субъекты извлекают полезные для себя свойства из приобретенных ими материальных и нематериальных благ и услуг.

Микроэкономическое описание потребителя в рыночной системе

Традиционный взгляд на экономическую деятельность заключается в выделении четырех стадий воспроизводственного процесса: производства, распределения, обмена, потребления. Именно для осуществления последней стадии – потребления – организуется вся остальная экономическая деятельность.

В процессе потребления удовлетворяются потребности и нужды людей – в питании, в одежде, в жилище, в досуге и т.д.Следовательно, все люди так или иначе, но вступают в роли потребителей.

Потребителям в рыночной системе противостоят фирмы, которые производят и выставляют для реализации продукцию, способную удовлетворить запросы потребителей. Взаимодействие потребителей и фирм в рыночной системе контролирует государство, которое устанавливает общие и обязательные для всех «правила игры», следит за их соблюдением, защищает законные права и интересы всех сторон.

Домашние хозяйства, как правило, являются потребителями конечной продукции. Фирмы и государство, в свою очередь, выступают в качестве потребителей промежуточной продукции, поскольку она используется ими для производства частных и общественных благ, соответственно.

Экономическая теория располагает двумя фундаментальными концепциями, которые объясняют поведение потребителей в рыночной системе:

  • Кардиналистская (количественная) теория потребительского поведения – исходит из того, что потребитель способен количественно оценить полезность блага, которое он собирается приобрести и потребить;
  • Ординалистская (порядковая) теория потребительского поведения – исходит из того, что потребитель может только сравнить между собой блага и определить, какое из них для него полезнее (т.е. упорядочить блага по убыванию их полезности).
«Потребитель и потребление в рыночной системе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Несмотря на различные подходы к описанию потребительского поведения, обе теории утверждают, что потребители стремятся максимизировать уровень полезности, получаемой ими во время потребления благ. Однако максимизация полезности не может происходить постоянно – ограничением на этом пути, прежде всего, выступает размер денежного дохода потребителя.

Потребитель располагает денежными средствами в результате оплаты его труда, получения процентных платежей по капиталу и рентных платежей по собственности, а также социальных трансфертов от государства. Их суммарное выражение является бюджетным ограничением, которое приходится принимать во внимание потребителям при покупке товаров и услуг.

Современная экономическая наука считает потребителя рациональным индивидом, поэтому его деятельность в рыночной системе обуславливается правилом максимизации полезности. Оно заключается в том, что оптимальное для потребителя состояние будет достигнуто тогда, когда каждая последняя денежная единица, потраченная им на приобретение любого блага, будет приносить одинаковую предельную полезность.

Макроэкономическое описание потребления в рыночной системе

В макроэкономике потребление рассматривается как одно из направлений использования средств, которые составляют личный располагаемый доход населения. Помимо потребления, домашние хозяйства могут использовать полученные (заработанные) средства для формирования сбережений (накоплений). Соотношение между текущим потреблением и сбережениями является результатом выбора, который был сделан потребителем относительно удовлетворения сегодняшних потребностей и удовлетворения потребностей в будущем за счет увеличения накопленного имущества.

Размер потребления находится в прямой зависимости от размера текущего дохода. Этот тезис раскрывается тремя постулатами, которые были предложены в 1936 г. Дж. М. Кейнсом:

  • Рост текущего дохода вызывает увеличение объемов потребления;
  • Размер сбережений определяется процентной ставкой, но не в первую очередь, а частично;
  • По мере роста дохода снижается средняя норма потребления, т.е. отношение величины потребления к текущему доходу.
Замечание 1

Перечисленные постулаты лежат в основе «психологического закона», который был сформулирован английским экономистом. Согласно ему, рост дохода способствует снижению склонности к потреблению и, соответственно, росту склонности к сбережениям.

Стоит отметить, что недостаточная величина текущих денежных доходов населения или их полное отсутствие не влечет за собой полного прекращения потребления. Оно в любом случае будет осуществляться и далее – за счет использования сбережений (распродажи накопленного имущества) или взятых займов. Соответственно, существует часть потребления, которая не зависит от дохода – она называется автономным потреблением.

Объем потребления в рыночной системе подвержен изменению в силу действия следующих факторов:

  • Общий уровень цен – его повышение способствует уменьшению потребления «нормальных» товаров и переключению внимания покупателей на более дешевые, но низкокачественные товары;
  • Уровень богатства (накопленного имущества) – чем он выше, тем больше средств домохозяйства склонны тратить на потребление;
  • Задолженность по кредитам – ее увеличение означает, что происходит снижение потребительских расходов;
  • Макроэкономические ожидания – изменение экономической ситуации в будущем может спровоцировать как рост, так и снижение потребительских расходов в настоящем;
  • Уровень налогообложения – чем выше налоговые ставки и чем больше введено налогов, тем в распоряжении у потребителей остается меньше средств на потребление.

Несмотря на наличие большого числа факторов, воздействующих на потребление, в долгосрочном периоде его объем остается достаточно стабильным.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot