Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Потребительское поведение, кривая безразличия

Сущность и характеристика рыночного поведения потребителей

Рыночное формирование объемов производства и потребления обусловлено множеством факторов, одним из которых выступает потребительское поведение (поведение потребителей).

В настоящее время существует несколько основных подходов к определению сущности рыночного поведения потребителей. Согласно одному из них потребительское поведение следует воспринимать в качестве процесса формирования индивидуального потребительского спроса, основанного на учете финансовых возможностей потребителя и уровне рыночных цен. Данный подход считается наиболее распространенным.

Согласно другому подходу под поведением потребителей в условиях рынка понимается модель совершения ими потребительского выбора. То есть решения о покупке и потреблении того или иного экономического блага.

Другой подход предполагает отождествления потребительского поведения с системой социальных действий, направленной на удовлетворение потребностей индивида.

Несмотря на наличие различных точек зрения относительно определения термина «потребительское поведение», все ученые сходятся во мнении о том, что в основе его формирования лежит множество факторов, наиболее важными и значимыми из которых выступают рыночные цены на экономические блага, уровень доходов потребителей, а также их вкусы, предпочтения и ожидания относительно будущего.

Основные категории рыночного поведения потребителей и концептуальные основы покупательного выбора поддаются теоретической интерпретации. В ее основе лежит использование графического инструментария. В роли базового инструмента выступают так называемые кривые безразличия. Свое отражение в них находят базовые законы потребительского поведения, а именно:

  • принцип убывающей предельной полезности;
  • правило потребительского равновесия и максимизации извлекаемой полезности.
«Потребительское поведение, кривая безразличия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Рассмотрим кривые безразличия более подробно.

Понятие кривых безразличия в экономике

Под кривой безразличия в экономике принято понимать некое геометрическое расположение точек, которое наглядно демонстрирует совокупность наборов благ, имеющих равную полезность для потребителя (рисунок 1).

Пример построения кривой безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Пример построения кривой безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая отдельно взятая точка кривой безразличия отражает особую комбинацию двух товаров (услуг) – благо «А» и благо «В». Для того, чтобы увеличить потребление блага «А» потребителю необходимо перейти от набора «a» к набору «b», при этом ему придется пожертвовать некоторым количеством блага «В» (∆y1 на графике).

Отрезок кривой, который соединяет точки «а» и «с», является зоной безразличия. Это означает, что совокупность представленных на нем наборов экономических блага обеспечивает для потребителя одинаковый уровень удовлетворения. Иначе эта зона называется зоной субституции или зоной замещения. Они представляют собой такой участок кривой безразличия, но котором может быть произведена эффективная замена одного блага другим.

На рисунке 1 представлен стандартный вид кривой безразличия. Именно он считается наиболее распространенным на практике. Помимо этого существуют и нестандартные их виды. К ним относятся:

  • кривая в виде прямой линии с отрицательным наклоном;
  • кривая в виде линии, выпуклой от начала координат;
  • кривая в виде двух линий, образующих прямой угол;
  • кривая в виде прямой линии с положительным наклоном;
  • кривая в виде прямой, которая параллельна вертикальной оси.

В сущности, кривые безразличия представляют собой ни что иное, как графическую интерпретацию потребительского выбора в отношении экономических благ, представленных на рынке. Чаще всего они используются с целью ранжирования потребительских предпочтений субъективного характера в условиях ограниченности личного бюджета потребителя.

Замечание 1

Кривые безразличия отражают те наборы экономических благ, потребление которых несет для индивида одинаковую полезность, поскольку потребителю все равно, какой из двух видов товаров выбирать. Новые кривые безразличия появляются в тех случаях, когда имеет место быть изменения потребительских предпочтений.

В некоторых случаях на одном и том же графике отражается разу несколько кривых безразличия. В этом случае принято говорить о построении карт безразличия. Рассмотрим их более подробно.

Карты безразличия и потребительское поведение

Определение 1

Карта безразличия представляет собой совокупность кривых безразличия, которые описывают модель поведения отдельно взятого потребителя.

Карта безразличия отражает вкусы и предпочтения индивидуального потребителя. Графически карта безразличия представлена на рисунке 2.

Пример карты безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Пример карты безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На рисунке 2 показан набор из нескольких кривых безразличия (U1, U2, U3). Каждая из них объединяет в себе точки, имеющие одинаковою полезность для потребителя. Основным отличием кривых U2 и U3 от кривой U1 выступает тот факт, что они представляют наборы, которые характеризуются большим количеством благ «х» и «у».

Основными допущениями построения карты безразличия считаются:

  • непрерывность;
  • рациональность потребителя;
  • наличие возможности выбора;
  • аксиома транзитивности;
  • принцип ненасыщенности.

Считается, что карта безразличия, равно как и кривые, на ней изображенные, обладают рядом свойств. В первую очередь к ним относятся отрицательный наклон кривых, изображенных на карте и их выпуклость по отношению к началу ординат. Кроме того, кривые, изображенные на карте безразличия, никогда и ни при каких условиях не пересекутся. Наконец, строить кривые безразличия можно для любого набора благ.

Свое отражение в карте безразличия находит набор кривых безразличия, отражающих разнообразные сочетания экономических благ, которые отвечают всевозможным вкусам потребителей. Таким образом, при помощи построения карт безразличия исследователи могут составить представление о потребительских предпочтениях конкретного покупателя посредством иллюстрации номы замещения двух благ при любых уровнях их потребления.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 05.12.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot