Основные термины и понятия микроэкономической науки
Микроэкономика является одним из двух базовых разделов экономической теории, который направлен на изучение деятельности отдельных предприятий, фирм, индивидуальных предпринимателей, иных малых экономических агентов, а также отношений, возникающих между ними в процессе их функционирования.
Под новой микроэкономикой понимается такой раздел экономики, который изучает закономерности потребительского поведения всевозможных групп населения. Исследования новой микроэкономики нацелены на потребительское поведение в различных областях экономических отношений, которыми являются сфера страхования, обеспечения информацией, услугами правительства и т.д.
Политика в микроэкономической сфере подразумевает формирование государственными структурами целей и правил ведения экономической деятельности и использование инструментов регулирования, которые относятся к рыночным сферам, рынкам, отраслям.
Мгновенное равновесное состояние в микроэкономике – это такое равновесие рынка в текущем периоде, при котором резкая смена спроса при абсолютно неэластичном предложении приводит к скачкообразному росту рыночных цен.
Под теорией спроса и предложения понимается теория, которая объясняет природу образования спроса потребительскими предпочтениями, а предложения – издержками предпринимателей; каким образом спрос и предложение, взаимодействуя между собой, приводят к равновесию между объемами товаров и услуг и их стоимостью.
Спрос предприятий на производственные факторы – это производственный спрос, который порождается спросом на потребительские товары и услуги.
Рынком труда является система механизмов, институтов и норм экономики, которые позволяют обеспечивать воспроизводство трудовых ресурсов, их наем и использование.
Рабочей силой является вся совокупность способностей человека к трудовой деятельности.
Блага представляют собой такие средства, которые удовлетворяют потребности.
Закон предложения подразумевает, что чем выше стоимость продукции, то тем в большем объеме ее будет произведено (при прочих равных условиях), и наоборот.
Законом спроса является закономерность, что чем ниже стоимость продукции, тем в большем количестве она будет куплена (при прочих равных условиях), и наоборот.
Экономической эффективностью является ситуация, при которой при данных ресурсах производства и существующем уровне развития не представляется возможным производство большего количества одного товара, не упуская возможность производства некого количества другого.
Микроэкономическая наука изучает такие разделы:
- Основы теории предложения и спроса;
- Базовые понятия теории производства и предприятия;
- Монополистический и конкурентный рынок;
- Рынок производственных факторов и факторный доход;
- Экономическая эффективность и рыночные провалы.
Сущность общей теории обмена
Производство общественного характера состоит из четырех фаз:
- Производства;
- Распределения;
- Обмена;
- Потребления.
Потребление является конечной целью любой производственной деятельности. Таким образом, производство представляет собой исходный пункт любой системы экономики. Организация производства происходит по той причине, что рынок сигнализирует при помощи цены, что производство будет выгодным для его организатора. Цена образуется на рынке при процессах обмена.
В общественном производстве значительную роль играет обмен. Он выступает в качестве промежуточного звена, которое связывает процессы производства и потребления. Т.е. перед потреблением товар проходит через рыночную среду – сферу обмена. Процессы обмена не сводятся только лишь к обмену товарами и услугами, они являются обменом деятельностью.
Общественное разделение труда обуславливает обмен. Под общественным разделением труда понимается такая форма, механизм или способ сотрудничества экономических агентов, при котором один человек или группа производят какой-либо один продукт и узнают все тонкости его изготовления. Так происходит специализация. Именно специализация является толчком к обменной деятельности между людьми, поскольку в обычной жизни ни один субъект хозяйствования не может заниматься производством всех необходимых ему продуктов.
При процессах обмена появляются посредники, которые являются людьми, хорошо разбирающимися в потоках различных товаров и услуг. Посредники занимаются налаживанием хозяйственных связей в национальной экономике, помощью в создании единого экономического пространства и его совершенствованием. Посредники позволяют уменьшить транзакционные издержки.
Понятие предпринимательства
Основой системы рыночных отношений является предпринимательство. Характерной чертой предпринимателя является ведение им деятельности при неопределенности, когда не представляется возможным предсказать результаты сделки.
К принципам предпринимательства относятся:
- Ориентация на потребителя;
- Создание и поддержание культурного духа на предприятии, взаимного уважения и т.д.;
- Постоянное стремление к лидирующим позициям на рынке.
Под предпринимательской деятельностью подразумевается самостоятельная, с инициативным характером, деятельность юридических и физических лиц, которая направлена на получение выгоды.
Основная форма организации предпринимательства – это предприятие.
Предприятие является самостоятельным субъектом хозяйствования, который создан на основании действующих законов, для изготовления продукции с целью удовлетворения потребностей общества и получения дохода.
Задача предпринимателя состоит в четком определении конкретного экономического положения и его возможностях.
На эффективность работы предприятия непосредственное влияние оказывает внешняя среда. К внешней среде в первую очередь относятся те организации и люди, которые имеют деловые отношения с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач.