Понятие и особенности экономической безопасности государства
Национальная безопасность, в том числе в экономической сфере, является одной из важнейших задач государства. На сегодняшний день единого подхода к определению термина «экономическая безопасность государства» не существует. Рассмотрим лишь наиболее распространенные его толкования.
Экономическая безопасность представляет собой целостную совокупность факторов и условий, которые обеспечивают устойчивость, стабильность и независимость национальной экономики государства, а также ее способность к непрерывному развитию и самосовершенствованию. Она отражает такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются гарантии защиты национальных интересов страны, достаточный оборонный потенциал и социально направленное развитие государства в целом.
Экономическая безопасность всегда отражает определенное состояния страны и ее экономической системы. Подобное состояние защищенности характеризуется двумя признаками:
- наличие достаточного объема и структуры ресурсов, необходимых для обеспечения существующего статуса страны и ее независимости от внешнеполитического давления и социально-экономического развития;
- способность национальной экономической системы к поддержанию уровня легальных доходов, соответствующего стандартам цивилизованных стран и обеспечивающего благосостояние абсолютному большинству населения.
В общем виде экономическая безопасность государства может быть определена в качестве защищенности национальной экономической системы и ее устойчивости к экономико-политическим шокам внешней и внутренней среды. Это такое состояние национальной экономики страны, которым гарантируется ее устойчивое развитие и экономический рост в условиях обязательного наличия конкурентной среды между субъектами экономических отношений и экономического суверенитета.
Основным субъектом экономической безопасности страны выступает государство. В роли же её субъектов выступают в первую очередь национальная экономическая система и ее составные элементы (хозяйственные структуры, производственные и непроизводственные фонды, трудовые ресурсы, природные богатства и пр.). В настоящее время существует четыре основных уровня экономической безопасности (рисунок 1).
Рисунок 1. Уровни экономической безопасности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Защита национальной экономики осуществляется непосредственно на уровне национальной экономической безопасности, представляющей собой такое состояние институтов власти и экономики, при котором обеспечивается защита национальных интересов, достаточность оборонного и экономического потенциалов, а также гармоничное, социально-ориентированное развитие страны в целом. Она отражает способность национальной экономики к эффективному удовлетворению общественных потребностей на внутригосударственном и международном уровнях.
Защита национальной экономики и ее безопасность характеризуются наличием внутренней материально-вещественной основы, а именно достаточно высоким уровнем развития производительных сил, способным обеспечивать существенно важную долю стоимостных и натуральных элементов расширенного воспроизводства национального продукта.
Инструментальные основы защиты национальной экономики
Итак, экономическая безопасность предполагает защиту национальной экономики от опасных воздействий эндо- и экзогенной среды. Защита национальной экономики, в свою очередь, направлена на предупреждение возможных угроз и минимизацию их негативных последствий. Подобный протекционизм обеспечивается посредством реализации определенного инструментария.
Реализация защитных механизмов в сфере обеспечения безопасности национальной экономики предполагает работу по трем направлениям. Первое направление связано с формированием предпосылок для безопасного развития национальной экономической системы. Второе направление ориентировано на предметное осуществление безопасности национальной экономики. Третье направление предполагает оценку эффективности функционирования системы национальной экономической безопасности.
В большинстве случаев защита национальных экономических систем связана с деятельностью правительственных структур в сфере установления двусторонних торгово-экономических отношений, а также противодействия ограничениям, которые налагаются на доступ отечественных товаров на международный рынок. Последние, в свою очередь, могут накладываться как самостоятельно, так и посредством специально созданных международных и региональных экономических организаций.
Помимо прочего существенная роль отводится защите национальной экономики государства от импортной интервенции. Существует два основных инструмента подобной защиты:
- установление таможенных тарифов;
- установление количественных ограничений во внешней торговле.
В первом случае речь идет об установлении обычных и специальных таможенных пошлин, представляющих собой налог, взимаемый государством с иностранных товаров в момент пресечения последними государственных границ. Совокупность таможенных пошлин, установленных государством, принято называть таможенным тарифом. Основной целью таможенных пошлин выступает фискальное регулирование или протекционизм.
Помимо установления обычных и специальных таможенных пошлин государство имеет право взимать в чрезвычайных обстоятельствах пошлины полу таможенного характера (дополнительные к уже существующим), а также устанавливать специальные таможенные режимы.
Что касается количественных ограничений во внешней торговле, то они могут проявляться в двух формах – контингентирование и запрет. В первом случае речь идет о запрете ввоза товара свыше определенного количества (речь идет о квотировании). Во втором случае имеется в виду полный запрет на ввоз в страну определенных товаров (например, не соответствующих моральным, правовым или санитарным нормам).