Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель поведения фирмы в различных рыночных структурах

Определение 1

Модель поведения фирмы – это образец экономической деятельности хозяйствующего субъекта, в условиях воздействия различных факторов и рыночных условий.

Деятельность фирмы ориентирована на получение прибыли. Формирование ее поведения в любых условиях хозяйствования сводится к максимизации полезного эффекта деятельности.

В экономике существует значительное количество моделей, позволяющих объяснить поведение фирм и их управляющих в контексте приоритетных целей и задач. Также, имеются разные варианты поведения фирм в разных рыночных структурах.

Модель поведения фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции

Определение 2

Совершенная конкуренция – это тип рынка, характеризующийся большим количеством продавцов, реализующих продажу однородного продукта, что не позволяет получить ни одной из фирм контроля над ценами.

На рынке совершенной конкуренции деятельность фирмы полностью определяется рынком. Цены задаются самим рынком и не подлежат изменению ни одним хозяйствующим субъектом без ухудшения результатов его деятельности. В рамках рынка совершенной конкуренции не имеется барьеров вхождения на рынок. Количество продавцов может быть любым и ни один участник рынка не может оказать влияния на допуск новых фирм на рынок или исключение из него.

Фирма не устанавливает цену на свою продукцию самостоятельно. Она ставит цену, отвечающую требованиям рынка и оперирует только объемами выпуска, отвечающими достижению эффективности продаж по заданным ценам. Фирма является «ценополучателем» и не имеет возможности реализации собственной ценовой политики.

Таким образом, поведение фирмы в рамках рынка совершенной конкуренции может быть охарактеризовано следующими чертами:

  1. Отсутствие зависимости между ценой продаж и объемами реализации. Фирма не может устанавливать цену, исходя из объемов реализации продукции на рынке.
  2. Отсутствие зависимости между ценой, диктуемой рынком, и объемами производства каждой фирмы, являющейся его участником.
  3. Малая доля продаж каждой фирмы в рамках рынка совершенной конкуренции.
  4. Возможность максимизации прибыли только за счет роста объемов выпуска и реализации продукции.
  5. Определение оптимальных объемов производства зависит от сопоставления валового дохода и валовых издержек в долгосрочном периоде.
  6. Наращивание объемов производства в условиях совершенной конкуренции реализуется до определенного предела: равенство предельных издержек установленной рыночной цене.
«Модель поведения фирмы в различных рыночных структурах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Модель поведения фирмы в условиях монопольного рынка

Определение 3

Монопольный рынок – это тип рынка, характеризующий доминированием одной или нескольких фирм, берущих под свой контроль цены.

В условиях монополии капитальные ресурсы сосредотачиваются в руках одного хозяйствующего субъекта. Фирма получает монопольную власть над рынком или его определенным сегментом. В его рамках она может контролировать цены, устанавливая свою цену на продукцию, независимо от объемов выпуска.

Монопольный рынок характеризуется наличием на нем относительно большого количества продавцов, реализующих дифференцированную продукцию, в силу чего формируется возможность получения власти над ценами. Каждая фирма ориентируется на удовлетворение спроса на определенный вид продукта, что дает возможность получения власти над данным сегментом рынка.

Спецификой поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции является:

  • возможности установления цен на продукцию выше цен конкурентов без ущерба потерь от продаж при наличии неконкурентных преимуществ: особые свойства товара, качественные характеристики, бренд, удовлетворение потребностей определенных потребителей;
  • наличие барьеров вступления в рынок;
  • получение положительной экономической прибыли в краткосрочном периоде, мотивирует другие фирмы к вступлению на рынок в долгосрочном периоде, которые будут выпускать продукцию, составляющую конкуренцию данной фирме и минимизирующую ее прибыль;
  • при монополистической конкуренции экономическая прибыль падает до нуля ранее того, как цены достигают уровня, который всего лишь покрывает предельные издержки;
  • краткосрочный период существования экономической прибыли или убытков деятельности конкретной фирмы;
  • долгосрочные целевые ориентиры деятельности фирмы связаны с достижением безубыточности деятельности.

Модель поведения фирмы в условиях олигополии

Олигополия – это тип рынка, характеризующийся преобладанием на рынке одной или нескольких крупных фирм, занимающих лидирующие позиции и устанавливающих полный контроль над ценами.

Олигополии характеризуются наличием серьезных барьеров вступления на рынок, которые зачастую бывают непреодолимыми.

Поведение фирмы в условиях олигополии может быть реализовано по двум основным направлениям:

  1. Формирование поведения с опорой на поведение других фирм, анализа их деятельности, предвидения объемов реализации и уровня цен.
  2. Разработка собственной индивидуальной стратегии поведения. Данная стратегия должна быть уникальной и продуктивной, позволяя получить конкурентные преимущества, независимость от деятельности других фирм и ценовой контроль на своем сегменте рынка.

Как правило, первое направление реализуется в процессе сговора олигополистов о ценах, объемах производства и условиях сбыта, а второе направление связано с реализацией ценовой войны рыночных лидеров.

Необходимость учета реакции конкурентов при принятии решения об установлении цен и объемов выпуска является ведущей характеристикой поведения фирмы на рынке олигополии.

На данном рынке не имеется единой модели ценообразования и единой стратегии определения объемов выпуска продукции. Равновесный исход зависит от предположений, которые делают фирмы о реакции своих соперников. Это определяет наличие большого количества моделей стратегического поведения фирм-олигополистов: модели одновременных игр, модели последовательных игр, модели дуополии Курно, модели дуополии Бертрана, модели изогнутой кривой спроса и др.

Дата последнего обновления статьи: 17.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot