Понятие микроэкономики
Микроэкономика – это направление экономической теории, занимающееся изучением систем, созданных отдельными субъектами хозяйствования.
Экономическая теория представляет собой науку, чья основная цель – удовлетворение потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Она имеет два направления. Макроэкономическое обобщает поведение отдельных субъектов, рассматривая их совокупное влияние на процессы и явления в экономике. В нем используются агрегированные показатели и объекты. Микроэкономика занимается частными случаями, а также изучает структуры, образованные отдельными субъектами хозяйствования. К предмету ее изучения можно отнести:
- Причины принятия экономических решений.
- Методы планирования производственной и сбытовой деятельности.
- Баланс предложения и спроса.
- Уровень цен и так далее.
Микроэкономика изучает базовые понятия, лежащие в основе хозяйственных событий и явлений. Более глубокое изучение отдельных аспектов экономической деятельности происходит в прикладных направлениях микроэкономики. Многие модели, разработанные в рамках микроэкономики, берутся за основу для макроэкономического анализа. Даже агрегированный подход строится на обобщении множества решений, принятых индивидами.
Микроэкономика дала начало многим прикладным дисциплинам, среди которых можно выделить теорию потребления, производства, общего и частичного равновесия, а также агрегирование, внешние экстерналии, общественные блага. Как и другие науки, микроэкономика использует общенаучные и специфические методы исследования. Среди специальных методов выделяют статистические и математические методы, предельный, функциональный и равновесный анализ.
Таким образом, микроэкономика – это направление экономической теории, положившее начало многим прикладным наукам. Она рассматривает базовые процессы и явления, которые в дальнейшем применяются для комплексных исследований и выработки решений на уровне предприятий, национальной экономики и международного взаимодействия.
Базовые понятия микроэкономики
В рамках микроэкономики рассматриваются базовые экономические понятия, с помощью которых объясняются сложные процессы и явления. Среди наиболее значимых выделяют:
- Потребность экономического агента. Она может быть первичной, удовлетворяющей базовые или жизненно важные потребности человека. Вторичные - направлены на получение человеком нематериальных благ.
- Благо. Это средство, с помощью которого индивид достигает определенного результата. Существуют самостоятельные блага или субституты, а также взаимодополняемые блага или комплементарные товары. Они могут быть косвенными и прямыми, будущими и настоящими. В зависимости от времени использования выделяют блага многоразового и разового потребления.
- Выбор. Это понятие определяет совершение индивидом действия, позволяющего достичь определенного результата.
- Затраты представляют собой некоторую величину, которую готов потерять индивид, чтобы приобрести что-то другое.
- Возможности производства. Это общественный потенциал, реализуемый при полном и максимально эффективном использовании ресурсов.
- Соотношение максимальных объемов производства различных благ, которые могут быть созданы при полной занятости. Как правило, эта зависимость показывается через кривую производственных возможностей.
Микроэкономика изначально закладывалась, как дисциплина, занимающаяся исследованием отдельных событий и явлений, значимых для общества на различных исторических промежутках. Сегодня большинство стран мира перешли к рыночной модели отношений, поэтому на первый план выходит изучение спроса и предложения, установления равновесия между ними. В рамках микроэкономики изучаются элементы рыночного механизма, способствующие балансу национальной хозяйственной системы.
Прикладное использование микроэкономики
Прикладная экономика занимается решением практических задач. В зависимости от субъекта исследования выделяют экономику домашних хозяйств, предприятий и государства. Первые два направления рассматриваются в рамках микроэкономики.
Предприятия занимают значимое место в хозяйственной системе национального уровня. Работа производственного сектора сказывается на решении проблем безработицы, установления приемлемого уровня цен, регулирования соотношения предложения и спроса, достаточности финансовых средств в государственном бюджете и так далее. Управление предприятием осуществляется предпринимателями согласно действующими законам экономики. Однако, для руководителя не достаточно обладать только теоретическими знаниями. Рынок постоянно изменяется, заставляя предпринимателя адаптироваться к нему, постоянно искать новые пути развития.
Управление предприятием осуществляется с помощью следующих прикладных экономических дисциплин:
- Производственное планирование.
- Управление персоналом.
- Финансовый менеджмент.
- Бухгалтерский учет.
- Маркетинговое продвижение.
Все они помогают достичь главной цели – получения предприятием прибыли.
На уровне домашних хозяйств, микроэкономика обеспечивает планирование сбережений и трат. Каждый индивид ежедневно принимает множество решений в пользу определенных благ, услуг, нематериальных ценностей. Он руководствуется различными принципами, эмоциональными и психологическими порывами при совершении выбора. Изучение выбора покупателя, его поведение лежит к основе многих прикладных дисциплин, среди которых главной является маркетинг.
Государственный уровень обычно занимается организацией национального хозяйства. Здесь используются данные макроэкономики, которая рассматривает объекты и субъекты, как агрегированные величины. То есть, совокупный покупатель – это множество индивидов, ожидающих товаров и услуг от рынка. Под предложением понимаются все предприятия, действующие на внутреннем рынке, а также иностранные компании. Государство является активным участником отношений. Оно может выступать в качестве продавца или покупателя, тогда будет рассматриваться микроэкономикой. Регулирующая роль государства исследуется макроэкономикой.