Характеристики международных воздушных авиаперевозок
Международные воздушные авиаперевозки – это перемещение грузов и пассажиров в воздушном пространстве из одного государства в другое.
Международные перевозки в воздушном пространстве могут иметь коммерческие и некоммерческие цели. Каждая из них имеет свои особенности.
Реализация полета в коммерческих целях происходит:
- при установлении договорных соглашений, дающих перевозчику коммерческие права на реализацию полета и осуществление коммерческой загрузки самолета. по данному соглашению полет осуществляется до установленного пункта и имеет разовых характер;
- без наличия разового разрешения прибытия в конечный пункт назначения. прибытие осуществляется в запасной аэропорт с изменением коммерческой загрузки и без дальнейшего продолжения полета в пункт назначения.
Коммерческие перевозки реализуются за определенную плату. Тогда как некоммерческие перевозки носят бесплатный характер. Они включают:
- Прилет в конечный пункт назначения, обусловленный техническими обстоятельствами – неисправностью при сохранности коммерческой загрузки самолета.
- Государственные перевозки, полеты государственных ведомств, не сопряженные с коммерческой загрузкой самолета.
- Полеты поисково-спасательного назначения.
- Испытательные воздушные перемещения.
- Осуществление тренировочных полетов.
- Реализация вынужденной посадки в непредусмотренный пункт назначения.
Особенностями реализации международных воздушных авиаперевозок являются:
- специфические особенности функционирования во внешней среде;
- специально разработанная правовая основа реализации перевозок и правовой контроль их осуществления, который реализуется на государственном и международном уровнях;
- реализация перевозок в рамках рынков авиационных перевозок. Они бывают местными, региональными и мировыми. Конъюнктура данного рынка определяет особенности реализации перевозок в конкретный временной период, на конкретной территории;
- наличие системы взаимодействия всех участников воздушных перевозок. Все авиакомпании тесно взаимодействуют друг с другом, а также они сотрудничают с аэропортами и иными организациями в данной сфере деятельности;
- реализация авиаперевозок только между специально оборудованными объектами, у которых имеется право на реализацию деятельности по обслуживанию этих перевозок.
Виды международных воздушных авиаперевозок
Международные воздушные авиаперевозки бывают следующих видов:
- Регулярные рейсы. Они предполагают осуществление полетов между странами, согласно установленному расписанию, носящему стабильный характер. Внесение изменений в расписание происходит, лишь, по согласию обоих сторон.
- Нерегулярные рейсы. Они предполагают осуществление полетов специального назначения, носящих непостоянный, разовых характер, сопряженных с конкретными целями. Такие рейсы могут быть дополнительными – реализовываться по конкретному расписанию. Он ориентирован на реализацию перевозок, связанных с дополнительной коммерческой загрузкой. Также, осуществляются чартерные рейсы. Они реализуются по договорам фрахтования и могут носить разовый и регулярный характер. При необходимости решения специальных задач производится организация специальных рейсов. Они могут быть осуществлены по специальным маршрутам или по маршрутам регулярных рейсов, но для выполнения специфических задач.
Механизм регулирования международных воздушных авиаперевозок
Осуществление регулирования международных воздушных авиаперевозок реализуется, посредством разработки правовой регламентации воздушного авиасообщения.
Правовое регулирование международного воздушного сообщения реализуется с опорой на:
- национальное законодательство стран, являющихся участниками международного авиасообщения;
- законодательство мировой авиатранспортной системы, а именно нормы международного права;
- международные экономические акты реализации коммерческой деятельности.
Национальное законодательство имеет свои особенности в каждой стране. Они сопряжены с государственным устройством, особенностями системы управления.
Как правило, правовое национальное регулирование авиасообщений международного назначения реализуется на уровне федерального законодательства, ведомственного регулирования деятельности гражданской авиации и корпоративных норм реализации деятельности отдельных авиакомпаний и иных организационных структур.
Международный уровень правового регулирования деятельности базируется на:
- двустороннем регулировании;
- многостороннем регулировании.
Что касается двустороннего правового регулирования, то оно включает в себя заключение межгосударственных соглашений по реализации воздушного сообщения, заключение межведоственных договоров между странами и договоров между отдельными авиакомпаниями, фирмами, занимающимися авиаперевозками и обслуживанием авиа перелетов.
Многостороннее регулирование связано с заключением договоров между несколькими странами, затрагивающих особенности реализации международных авиаперелетов через их воздушное пространство. Заключаются международные конвенции по вопросам воздушного сообщения. Они могут носить государственный характер т.е. заключаться между правительствами стран и частный характер - заключение договоров между авиационными организациями.
Перевозка пассажиров и грузов по воздушному пространству регламентируется Варшавской многосторонней конвенцией. Она была составлена в 1929 года и продолжает быть основой составления международных конвенций перемещения по воздушному пространству по сей день. В ней унифицируются правила реализации международных перевозок. Они были дополнены Гаагским протоколом, принятым в 1955 году.
Унифицированные правила конвенции обладают важным практическим значением в реализации воздушных перевозок. Она накладывает ответственность на перевозчиков в случае совершения ими ошибок в подготовке и осуществлении воздушных перемещений.