Органы, осуществляющие управление макроэкономикой
Управлением деятельностью предприятий на микроуровне занимается один человек или группа людей, например, директор или совет директоров. Управление предприятием означает, что этому лицу или группе лиц передаются полномочия и права по использованию имеющихся ресурсов на свое усмотрение. То есть они обладают определённой ограниченной властью.
Если переносить это на макроуровень, то управление экономикой и полномочия по использованию ресурсов возлагаются на государство. А с полномочиями приходит и власть. Поэтому можно сказать, что органами управления макроэкономикой являются органы власти.
Власть в стране разделяется на:
- законодательную,
- исполнительную,
- судебную.
Таким образом, органы управления макроэкономикой можно разделить по такому же принципу.
В функции законодательных органов по управлению макроэкономикой входят создание законов и других нормативно-правовых актов, которые устанавливают правила ведения бизнеса в национальном масштабе.
Исполнительные органы занимаются воплощением правил, установленных в законах, в жизнь. Таким образом, именно органы исполнительской власти осуществляют основное руководство макроэкономическими процессами. Основные направления в государственной экономике как правило задают президент и правительство. Для упрощения и структурирования управления макроэкономикой в правительстве образовываются отдельные органы, называемые министерствами.
Судебные органы прямого управления на экономику государства не оказывают. Их роль в макроэкономическом управлении заключается в решении спорных моментов, возникающих в процессе экономической деятельности.
Инструменты управления макроэкономикой
Управление и регулирование национальной макроэкономикой в целом требует определенного инструментария, с помощью которого государство смогли бы оказывать влияние на макроэкономические процессы. Среди инструментов управления макроэкономикой стоить выделить:
- фискальную политику;
- денежно-кредитную политику.
Фискальной политикой называют систему, которая позволяет регулировать макроэкономические процессы в стране путем воздействия на налоги и государственные расходы. По-другому ее еще называют бюджетно-налоговой политикой.
Принято разделять фискальную политику государства на два типа:
- дискреционная;
- автоматическая.
Дискреционная политика связана с тем, что решения по проведению каких-либо мероприятий по манипулированию налогами или расходами принимаются сознательно и целенаправленно. Изменения в налогах и расходах государства могут повлиять на уровень занятости, уровень инфляции и объем национального дохода.
Автоматическая политика, наоборот, не нуждается в целенаправленных решениях государства, поскольку макроэкономическая деятельность регулируется с помощью специальных автоматических стабилизаторов, которые позволяют увеличивать налоговые поступления при относительном бездействии государства в этой отрасли. Например, система прогрессивного налогообложения, при которой субъект, заработавший в отчетном году больше, и выплачивает больший налоговый процент.
Денежно-кредитная политика – это система мероприятий, проводимых государственными органами управления макроэкономикой, и направленных на обеспечение экономической стабильности, уровня занятости и инфляции
Реализуя поставленные цели, денежно-кредитная политика пользуется своим инструментарием, который включает прямой и косвенный инструментарий.
В состав прямых инструментов входят установление процентной ставки и пределы в кредитовании. А косвенные состоят из изменения ставки рефинансирования и операций на открытом рынке.