Общая характеристика регулирования макроэкономики
Поскольку макроэкономика объединяет в себе все национальное хозяйство и представляет его как единое целое, то осуществлять регулятивные процессы одному предприятию будет практически невозможно. Поэтому регулирующую функцию выполняет государство.
Государственное регулирование экономики – это совокупность мероприятий, которые осуществляются государственными учреждениями с целью поддержание стабильного экономического развития и улучшения благосостояния общества.
Помимо государства регулятивные функции в макроэкономике выполняет также и рынок сам по себе. Он устанавливает совокупный спрос и предложение, устанавливает определенный уровень цен.
Субъектами регулирования макроэкономики являются:
- носители,
- выразители,
- исполнители.
Носителем хозяйственных интересов социальные группы населения, которые разделяются по уровню доходов либо про профессиональному признаку.
Выразителями как субъектами макроэкономического регулирования выступают группы носителей, объединенные в различные союзы или ассоциации, например, профсоюз.
В роли исполнителей выступают органы власти и центральный банк.
В роли объектов государственного регулирования макроэкономикой выступают отрасли, где уже существуют либо могут возникнуть проблемные ситуации, приводящие к кризису. Например, конкуренция в национальной экономике, уровень цен, уровень занятости и т.д.
Главная цель, которую преследует государственное регулирование макроэкономики, заключается в обеспечении экономической и социальной стабильности.
Методы регулирования макроэкономики
В регулировании макроэкономикой выделяют экономические и административные методы.
Понятно, что именно экономические методы представляют больший интерес для экономистов. Они подразделяются на:
- методы прямого воздействия;
- методы косвенного воздействия.
Прямые экономические методы регулирования макроэкономики возникают при непосредственном участии государства в экономических процессах или сделках. Так, например, прямое воздействие на экономику оказывают направленное государственное финансирование, которое также называют целевым. Целевое финансирование может протекать в форме дотаций, грантов, которые стимулируют других макроэкономических агентов к развитию определенных государством сфер. Также прямое влияние на экономику осуществляется через систему государственных заказов и закупок.
При косвенном воздействии на макроэкономику роль государства опосредована. Прямого участия в сделках уже нет, но создаются определенные границы для ведения этих сделок или нормативы для определенных процессов. Косвенное воздействие на макроэкономику имеет следующие виды:
- кредитно-денежные методы (определение норм денежного резерва при ведении сделок, определение учетной ставки);
- налогово-бюджетные методы (закрепление в законах ставки налогообложения, установление условий для получения налоговых льгот);
- внешнеэкономические методы (создание благоприятной ситуации для экспорта товара, увеличение или уменьшение присутствия иностранного капитала).
Административные методы регулирования макроэкономики заключаются в создании законодательной базы в других сферах жизни государства кроме экономической, но имеющей отношение к стабильному экономическому развитию. К таким методам относят:
- антимонопольный метод, который заключается в создании преград для единоличного влияния на определенные сферы экономики;
- стандартизированный метод, который заключается в введении нормативов и правил осуществления деятельности в различных сферах, таких как социальная, экологическая и т.д.;
- социальный метод, суть которого в установлении защиты определенных категорий населения, которая производится путем установления минимальной заработной платы, выплаты государственных пособий и т.д.