Понятие макроэкономического регулятора – МР
В национальной экономике роль, которую выполняет МР, определена тем обстоятельством, что он должен обеспечивать согласование действия трех важных в экономике структур: совокупных общественных потребностей; совокупности произведенных экономических благ и объемов национального производства.
Для нормального обеспечения общества необходимыми для его жизнедеятельности материальными условиями МР, кроме того, одновременно должен обеспечить соответствие отраслевой структуры общественного производства общественным потребностям; разбивку на виды благ совокупного произведенного общественного продукта; соответствие структуры общественных потребностей видам произведенных благ.
Исторически выделяют три основных типа МР национального хозяйства:
- рыночный;
- государственно-плановый;
- смешанный.
МР начинает эффективно действовать лишь при определенных экономико-организационных предпосылках, а именно, при создании единого национального хозяйства. Первые такие условия были созданыв развитом товарном производстве и рынке.
Рыночный макрорегулятор – РМР
Рыночный МР характеризуется следующими особенностями.
Во-первых, этот МР предназначен для обеспечения пропорционального развития всей национальной экономики уравновешивая величины СС (совокупного спроса) и СП (совокупного предложения).
СС представляет сумму денежных средств, которую покупатели готовы потратить на приобретение товаров, услуг и работ, чтобы удовлетворить свой покупательский спрос.
СП – это сумма цен товаров, услуг, работ, которые их производители, продавцы и торговые посредники могут предложить покупателям.
Равновесие спроса и предложения в национальном масштабе отражает их неразрывную взаимосвязь.
Во-вторых, рынок, на котором взаимодействуют между собой независимые друг от друга товаровладельцы, развивается на основе саморегулирования. Именно на рынке происходит окончательная встреча всех участников рынка с целью свершения ими взаимовыгодных сделок по купле-продаже товаров, услуг, работ.
Так как, развитие такого рынка происходит на основе закона спроса и предложения, а также присутствующей обязательно конкуренции, то и какого-либо вмешательства государства в процесс регулирование рыночных отношений не требуется.
В-третьих, саморегулирование на рынке осуществляется посредством механизма рыночных цен. Цены рынка дают необходимую информацию производителям и продавцам товаров, о том, что, какими способами и для кого нужно производить. Они же дают информацию для покупателя о том, что выгодно и что невыгодно приобретать на рынке.
Такой МР исправно работает в случаях, когда на рынке присутствует большое количество мелких и независимых товаровладельцев; действует свободная конкуренция; рыночные цены осуществляют эффективное регулирование спроса и предложения.
В условиях, усиления монополий на рынке в XX в. потребовался новый МР – государство.
Государственный макрорегулятор – ГМР
Теоретическая модель госрегулирования национальной экономики Дж. Кейнса обосновала насущную необходимость установления централизованного контроля за развитием отдельных отраслей и сфер национальной экономики, в которых не может работать частный бизнес.
Для предотвращения экономических кризисов и безработицы необходимо, по мнению Дж. Кейнса, значительно расширить как покупательский спрос населения на предметы потребления и спрос на новые средства производства.
Хозяйственная практика второй половине XX в. убедительно показала наличие определенных преимуществ нового МР в следующих направлениях:
- во-первых, МР начинает свое действие до начала процесса производства товаров и услуг, так как МР заранее прогнозирует и планирует конечные результаты;
- во-вторых, рыночный механизм не может предотвратить или устранить тот ущерб, который наносится обществу действиями его некоторых участников;
- в-третьих, частный сектор не берется за крупные изменения в отраслевой структуре национальной экономики, так как это не приносит им быстрого эффекта и выгоды;
- в-четвертых, субъект рынка, как правило, не вкладывает частный капитал в такие сферы экономики, которые не дают достаточной величины прибыли.
Однако и этот МР не лишен ряда существенных недостатков. Он достаточно слабо и со значительным опозданием реагирует на изменения потребительского спроса, также предприятия государственного сектора, действующие за счет средств бюджета, редко озабочены повышением эффективности производства.
Таким образом, проведя сравнительный анализ этих двух регуляторов, можно сделать несколько выводов.
- нет такого идеального МР, способного устранить кризисы, безработицу и инфляцию;
- в ходе практики применения различных МР (рынка и государства) убедительно была доказана неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного МР;
- для улучшения управления национальной экономики, необходимо не менять один МР на другой МР, а использовать смешанный тип управления, органически сочетающий достоинства обоих МР.
Смешанный макрорегулятор – СМР
Cмешанный МР характеризуется следующими специфическими чертами. Во-первых, СМР объединяет гибкость рыночного саморегулирования с устойчивостью госуправления, во-вторых, СМР создает необходимые условия для оптимального сочетания высших макроэкономических целей; в-третьих, СМР наилучшим образом балансирует СП и СС.
СМР представлен множеством вариантов, которые определяются в зависимости от степени участия государства в экономической деятельности и разнообразия его функций в разных странах.
Наиболее известны такие успешные СМР как «шведская модель экономики».