Место банковской системы в экономике страны
Банковская сфера – это часть финансового сектора, охватывающая работу финансовых и кредитно-денежных организаций, оказывающих специфические услуги населению, а также отношения, возникающие в ней.
Финансовый рынок страны обслуживает товарно-денежные отношения, возникающие в процессе производства. Движение товаров и услуг всегда сопровождается встречным движением денежных средств и иных финансовых инструментов. Структура финансового рынка зависит от особенностей национальной экономики, но система банковской сферы является обязательным институтом поддержания ее функционирования.
Банки и небанковские организации действуют в условиях рынка, создавая предложение финансовых услуг. Они имеют исключительное право привлечения денежных средств для последующего их преобразования в ссудный капитал. Кредитно-денежные организации несут обязательства как перед вкладчиками, так и перед заемщиками. Для того, чтобы иметь возможность гарантировать выполнение условий сделки со своей стороны, банки проходят процедуру обязательного государственного лицензирования, а также формируют резервы, размер которых устанавливается законодательством страны. Контроль над работой банковской сферы осуществляется Банком России.
Работа банковской системы регулируется через законодательство страны, а также за счет косвенного государственного влияния. На работу банка так же влияют его учредители и руководители, определяя специфику деятельности. Банковская сфера может иметь следующую структуру:
- Централизованная система, где распределением средств занимается государственная власть.
- Рыночная система, регулируемая соотношением объема предложения и спроса.
- Переходная система, вбирающая в себя признаки рыночной системы.
Таким образом, банковская сфера в рамках национальной экономики обеспечивает движение ссудного капитала между владельцами свободных денежных средств и субъектами, нуждающимися в дополнительной финансовой поддержке.
Макроэкономический анализ банковской сферы
Финансовый рынок страны влияет на стабильность экономики, ее потенциал и способности справляться с внешними и внутренними факторами без крупных потерь. Макроэкономический анализ является инструментом исследования банковской сферы, выявления ее слабых и сильных сторон, прогнозирования и планирования мероприятий по ее регулированию. Национальная экономика подвергается косвенному регулированию государства, а вот финансовая система может испытывать прямое воздействие власти.
Цель макроэкономического анализа банковской сферы заключается в поиске равновесия и в разработке форм и эффективных методов воздействия на нее. То есть, государственное вмешательство должно не только защищать от негативного воздействия, но и не наносить дополнительный урон банковскому сектору. Макроэкономический анализ может использовать общенаучные методы, среди которых выделяют:
- Сравнительный анализ.
- Индукцию и дедукцию.
- Метод научной абстракции.
- Диалектический метод.
- Графический метод и так далее.
Специфическим методом макроэкономического анализа является метод агрегирования или применения совокупных показателей. Исследование работы системы происходит с точки зрения активности сразу большого числа продавцов и покупателей. Макроэкономический анализ рассматривает в качестве субъектов отношений целые системы домашних хозяйств, предприятий. Государство так же является частью экономических отношений и может выступать в качестве продавца или покупателя.
Для исследования банковской сферы применяются показатели объема вкладов физических лиц, объем сбережения, объем розничного и корпоративного кредитования и так далее. Изучение рынка корпоративного и потребительского кредитования позволяет рассмотреть распределение средств в системе, выявить диспропорции и ликвидировать их в рамках кредитно-денежной политики.
Регулирование банковской сферы
Регулирование банковской деятельности является одной из задач экономической и финансовой политики государства. Инструментами регулирования выступают:
- Ставка рефинансирования. Это процентная ставка, которую учитывает Центральный банк, при предоставлении кредитов банковской системе страны.
- Операции ценных бумаг на открытом рынке.
- Нормативное регулирование обязательных резервов банков, обеспечивающих гарантию выполнения обязательств.
- Нормативы для банковских организаций.
- Регулируемые размещаемые в банках кредиты с целью поддержания ликвидности.
- Управление налично-денежным обращением.
- Стимулирование или сдерживание определенных направлений банковского сектора.
- Контроль Центрального банка над деятельностью кредитно-денежных организаций.
Надзор над работой банков может осуществляться дистанционно, в форме наблюдения. Так же могут проводиться инспекции на местах. Если кредитно-денежная организация нарушает законы или действующие нормативные акты, то ЦБ имеет право требовать от нее ликвидации нарушений. Он может накладывать штрафы и применять иные санкции. В крайнем случае ЦБ отзывает лицензию в срок не позднее полугода с момента выявления нарушений.
Государственная система регулирования банковской сферы строится на создании законов, развитии и подкреплении нормативно-правовой базы, лицензировании. Центральный банк имеет исключительное право выпуска денежных банкнот, то есть он может регулировать денежную массу. Судебная система принимает решения в случае споров между сторонами, задействованными в отношениях, связанных с судным капиталом.
К целям регулирования относят создание финансовой устойчивости и соответствие интересов банковской системы потребностям экономики и государственной власти. Среди задач выделяют обеспечение устойчивого развития, формирование подходящих условий для экономического развития, обеспечение справедливой конкуренции на рынке, предотвращение оттока капитала, а также противодействие росту теневого сектора экономики.