Потребление – это использование продукции для удовлетворения потребностей.
Потребление выступает основой принятия многих экономических решений. Оно предполагает пользование благами и услугами для собственных нужд, удовлетворения собственных потребностей и потребностей близких людей.
Досуг – это деятельность, выходящая за рамки трудовой, учебной и иных обязательных видов деятельности, ориентированная на удовлетворение личных потребностей, реализацию интересов, отдых в свободное время.
Досуг тесно связан с удовлетворением потребностей. Однако, он в большей степени сопряжен с отдыхом, развлекательными мероприятиями, т. е. приятным времяпрепровождением.
Каждый индивид сталкивается с необходимостью выбора между потреблением и проведением досуга. Это означает, что ему необходимо принять решение: хочет ли он отдыхать, удовлетворять свои потребности и интересы или оставить их неудовлетворенными.
Ситуация выбора индивидом между потреблением и досугом
Выбор индивида между потреблением и досугом предполагает поиск ответов на вопросы и принятия решения о выходе на рынок труда, т. е. для удовлетворения потребностей человеку необходимо выйти из зоны комфорта и начать трудовую деятельность. Она поможет получать ресурсы для приобретения благ различного рода, ориентированных на удовлетворение потребностей.
Когда возникает ситуация выбора между потреблением и досугом, то, здесь, потребление выступает в роли антиблага, поскольку, требует приложения сил, использования личного времени для трудовой деятельности. Досуг же выступает в качестве блага, от которого индивиду предстоит отказаться, чтобы получить доход и направить его на потребление.
Таким образом, склонность индивида к потреблению приводит к большей заинтересованности в трудовой деятельности. Тогда как склонность к досугу снижает трудовую активность и минимизирует приложение усилий в поиске заработка, т. е. рабочего места.
Таким образом, оптимальное распределение ограниченного времени индивида между трудовой и досуговой деятельностью зависит от:
- Структуры предпочтений индивида. Имеется в виду преобладание предпочтений в отношении потребления или досуга.
- Бюджетных лимитов. Ограниченность средств для удовлетворения потребностей ведет к росту трудовой мотивации. Потребности заставляют зарабатывать средства для их удовлетворения.
Распределение временных затрат на досуг и трудовую деятельность можно представить графически:
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Часть времени индивид расходует на досуг, а остальное время, причем большее, индивид расходует на выполнение своих трудовых обязанностей. При этом, данное распределение может иметь и иной вид, иные масштабы. Все зависит от силы воздействия рассмотренных факторов.
Наклон кривой, отражающей бюджетное лимитирование характеризует рыночные пропорции замещения потребления досуговой деятельностью в ходе трудовой деятельности конкретного уровня и качества. При высокой заработной плане происходит смещение наклонной бюджетных лимитов.
Таким образом, рост заработной платы приводит к росту склонности индивида к потреблению.
Что касается структуры предпочтений индивида т.е. его склонности к потреблению или досугу, то ее можно отразить графически, посредством кривых безразличия.
Каждая кривая демонстрирует сочетание доходов индивида и досуговой деятельности. В каждой точке прослеживается конкретный уровень полезности. Однако, индивиду неважен выбор конкретного сочетания. Он не проявляет к этой деятельности какого-либо отношения, поэтому эти кривые и именуются кривыми безразличия.
Рисунок 2. Кривые безразличия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Смещение кривой от начала координат отражает рост уровня полезности. Это обуславливает выбор индивидом такого сочетания трудовой деятельности и досугового времяпрепровождения, которое отражается на кривой, наиболее удаленной от начала координат.
Рисунок 3. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Эффект замещения и эффект дохода на рынке труда
Эффект замещения – это воздействие цены и ее динамики на совершение потребительского выбора.
Эффект замещения играет важную роль в принятии компромиссного решения индивида в отношении потребления и досуга. Рост оплаты труда стимулирует трудовую активность. Имея мотивацию к трудовой деятельности, индивид выбирает ее в качестве основы своей жизнедеятельности, минимизируя досуг.
Также, на принятие решения индивида в отношении выбора между потреблением и досугом оказывает воздействие доход.
Эффект дохода – это воздействие уровня доходов на потребительские способности населения.
Предполагается, что с ростом доходов увеличиваются потребительские способности. Это приводит к тому, что индивид позволяет себе меньше работать, удовлетворяя свои потребности и увеличивать свое досуговое время.
Эффект замещения и эффект дохода отражается в виде кривой предложения индивида.
Он демонстрирует рост предложения рабочей силы с ростом заработной платы. При этом, рост дохода ведет к возможности увеличения своего досугового времени.
Рисунок 4. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Когда повышается заработная плата, то происходит и автоматический рост цены досуга т.е. досуг требует отказа от дохода, который можно получить и, на который можно приобрести большее количество благ. Рост цены досуга приводит к его замене - благами, поскольку, цена выросла и потребление досуга снижается. Происходит увеличения рабочих часов конкретного индивида.
Рост дохода приводит к росту потребительских возможностей и снижает цену досуга, тогда, он потребляется в большем количестве.
Согласно эффекту замещения, предложение труда растет только до определенной точки – до тех пор, пока не начинает действовать эффект дохода – больший рост заработной платы стимулирует желание меньше работать и больше отдыхать. Это происходит после достижения определенного уровня благополучия, приводящего к изменению отношения к доходу и развитию потребности в отдыхе и развлечениях. Тогда, предложение труда снижается.