Излишки потребителя: сущность понятия
Излишки потребителя – это разница в цене, которая складывается между ценой потребителя и реально уплаченной им ценой.
Излишек потребителя образуется из-за несоответствия ожиданий покупателя и реального уровня цен на рынке. Каждый экономический агент имеет представление о том, сколько он готов заплатить за тот или иной товар. При этом цена на рынке подвергается влиянию множества факторов, что влияет на ее уровень. Тот излишек, который получает покупатель из-за разницы между реальной и ожидаемой ценой, называется излишком потребителя. По сути, это психологический эффект, повышающий удовлетворение потребителя от совершенной им покупки.
Маршалл определял излишек потребителя, как ту часть цены, которую готов переплатить покупатель, дабы не остаться без конкретного товара.
Излишек покупателя напрямую связан с теорией предельной полезности. Предельная полезность достигается тогда, когда последняя купленная им единица товара сравняет реальную цену с извлекаемой полезностью. До достижения этой единицы товара покупатель всегда имеет излишек потребителя.
График излишков потребителя
Рисунок 1. График излишков потребителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На графике равновесная цена P показывает, что цена блага равна его предельной полезности, выраженной в денежном эквиваленте. При этом каждая купленная единица товара до последней обладает излишком потребителя, так как психологически он готов заплатить больше стоимости, установленной на рынке.
Суммарный излишек потребителя выражен площадью треугольника $P_1PE$. Он показывает, как при покупке каждого последующего блага снижается цена из-за снижения предельной полезности товара. При этом фактически потребитель уплачивает одну и ту же сумма за каждую единицу товара. То есть, он платит цену последнего товара, которая равна полезности в денежном выражении. За счет этой разницы и формируется излишек потребителя.
Связь излишка потребителя и его рационального поведения
Большинство ученых рассматривает рациональное поведение покупателя на рынке, то есть совершаемый им выбор вписывается в рамки функционирования рыночных отношений. Считается, что из всего товарного множества потребитель выбирает тот набор товаров, который будет обладать предельной полезностью и вписываться в его бюджет. Такая закономерность действует для рынка, где потребитель составляет корзину из разных товаров.
На рынке одного товара покупатель не может потратить весь свой бюджет на его приобретение. В этом случае покупатель решает, какую часть средств он потратит, а какую сохранит для последующих покупок. Потребитель не будет максимизировать полезность от этого товара, так как подобное поведение в конечном итоге нанесет ему ущерб. Получается, что поведение покупателя на рынке обуславливается не предельной полезностью блага, а размером потребительского излишка, который он сумеет получить в процессе покупки.