Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Излишки потребителя

Излишки потребителя: сущность понятия

Определение 1

Излишки потребителя – это разница в цене, которая складывается между ценой потребителя и реально уплаченной им ценой.

Излишек потребителя образуется из-за несоответствия ожиданий покупателя и реального уровня цен на рынке. Каждый экономический агент имеет представление о том, сколько он готов заплатить за тот или иной товар. При этом цена на рынке подвергается влиянию множества факторов, что влияет на ее уровень. Тот излишек, который получает покупатель из-за разницы между реальной и ожидаемой ценой, называется излишком потребителя. По сути, это психологический эффект, повышающий удовлетворение потребителя от совершенной им покупки.

Замечание 1

Маршалл определял излишек потребителя, как ту часть цены, которую готов переплатить покупатель, дабы не остаться без конкретного товара.

Излишек покупателя напрямую связан с теорией предельной полезности. Предельная полезность достигается тогда, когда последняя купленная им единица товара сравняет реальную цену с извлекаемой полезностью. До достижения этой единицы товара покупатель всегда имеет излишек потребителя.

График излишков потребителя

График излишков потребителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График излишков потребителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На графике равновесная цена P показывает, что цена блага равна его предельной полезности, выраженной в денежном эквиваленте. При этом каждая купленная единица товара до последней обладает излишком потребителя, так как психологически он готов заплатить больше стоимости, установленной на рынке.

«Излишки потребителя» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Суммарный излишек потребителя выражен площадью треугольника $P_1PE$. Он показывает, как при покупке каждого последующего блага снижается цена из-за снижения предельной полезности товара. При этом фактически потребитель уплачивает одну и ту же сумма за каждую единицу товара. То есть, он платит цену последнего товара, которая равна полезности в денежном выражении. За счет этой разницы и формируется излишек потребителя.

Связь излишка потребителя и его рационального поведения

Большинство ученых рассматривает рациональное поведение покупателя на рынке, то есть совершаемый им выбор вписывается в рамки функционирования рыночных отношений. Считается, что из всего товарного множества потребитель выбирает тот набор товаров, который будет обладать предельной полезностью и вписываться в его бюджет. Такая закономерность действует для рынка, где потребитель составляет корзину из разных товаров.

На рынке одного товара покупатель не может потратить весь свой бюджет на его приобретение. В этом случае покупатель решает, какую часть средств он потратит, а какую сохранит для последующих покупок. Потребитель не будет максимизировать полезность от этого товара, так как подобное поведение в конечном итоге нанесет ему ущерб. Получается, что поведение покупателя на рынке обуславливается не предельной полезностью блага, а размером потребительского излишка, который он сумеет получить в процессе покупки.

Дата последнего обновления статьи: 14.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot