Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценовая дискриминация как способ максимизации прибыли монопольной фирмой

Понятие и виды ценовой дискриминации

Ценовая дискриминация – это процесс установления вариативных цен на одну и ту же продукцию для разных категорий покупателей.

Ценовая дискриминация, как правило, реализуется фирмами-монополистами. Она позволяет максимизировать прибыль за счет положительного эффекта масштаба.

Ценовая дискриминация бывает следующих основных видов:

  1. Совершенная ценовая дискриминация. Она проявляется в реализации монополистом различных единиц товара по разным ценам, которые приобретают вариативный характер для различных потребителей. Это предполагает ориентацию монополиста на вкусовые предпочтения различных потребителей и индивидуальный подход к каждому клиенту в целях формирования персональных наборов товаров или услуг. Однако, данная ценовая дискриминация, практически, не находит применения в реальных условиях хозяйствования. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.
  2. Ценовая дискриминация, которая осуществляется посредством реализации разнородных товаров по различным ценам, но при том, что каждый покупатель, покупающий одинаковое количество единиц товара или одинаковые по качеству товары или услуги, платит одну и ту же цену. Происходит присвоение части потребительского излишка монополистом.
  3. Сегментная ценовая дискриминация. Она связана с групповой дифференциацией цен на продукцию. Потребителя делятся на группы и для каждой группы устанавливаются определенные цены на один и тот же товар или услугу. Ценовая дискриминация третьей степени, несомненно, влияет на распределение доходов. Она перераспределяет доход от групп потребителей с низко эластичным спросом к группам с высокоэластичным спросом и производителю.
Статья: Ценовая дискриминация как способ максимизации прибыли монопольной фирмой
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Следует отметить, что ценовая дискриминация может носить постоянный и временный характер. Временная дискриминация может касаться введения на рынок новинок. Также, сезонное установление цен является видом ценовой дискриминации.

Совершенная ценовая дискриминация и ценовая дискриминация второй степени помогает в приросте общественного благосостояния. Она позволяет увеличить объемы выпуска продукции и в полной мере обеспечить удовлетворение потребительского спроса.

Важно отметить, что осуществление ценовой дискриминации является довольно трудоемким процессом. Она требует аналитических исследований рынка и несения дополнительных расходов фирмой-монополистом. Для ее осуществления прямая эластичность спроса на товар по цене у разных покупателей должна характеризоваться весомы различиями. Также, необходимо знание конкретного потребителя монополистом т.е. их необходимо адекватно идентифицировать. Важно еще и обеспечить невозможность дальнейшей перепродажи продукции потребителями.

Продуктивная ценовая дискриминация наблюдается в условиях территориального разброса потребителей и наличия высоких тарифных барьеров.

«Ценовая дискриминация как способ максимизации прибыли монопольной фирмой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ценовая дискриминация, в зависимости от охвата потребительской аудитории может носить индивидуальный и групповой характер. Отдельным видом является продуктовая дискриминация. Она связана с вариативностью цен на разные продукты.

Условия реализации индивидуальной и групповой дискриминации

Индивидуальная ценовая дискриминация связана с наличием индивидуальных потребительских предпочтений и ориентиров, на которые опираются монополисты при установлении дифференцированных цен.

Основными условиями реализации индивидуальной ценовой дискриминации являются:

  • рассмотрение каждой сделки в качестве предмета торга. Предполагается установление максимально высокой цены на товар и ее снижение при рыночных торгах;
  • введение ценовых поощрений. Они связаны с поощрением привязанности потребителей к конкретному продавцу – введение скидок за приверженность покупок у данного продавца при отказе от совершения покупок у других продавцов;
  • установление ценовых различий по уровню доходности потребителей. Высокий уровень цен устанавливается для покупателей с высоким уровнем доходов, а низкий – с низким.

Групповая дискриминация связана с делением потенциальных потребителей на группы по различным характеристикам и назначение для каждой группы определенной цены.

Условиями реализации группой ценовой дискриминации являются:

  • учет транспортных расходов в цене продукции. Происходит завышение цены товаров для потребителей, находящихся в разных регионах страны;
  • снижение цен для устранения конкурентов. Зачастую, используется снижение цен, даже до уровня ниже издержек, чтобы устранить (точнее, просто ликвидировать) конкурента с рынка;
  • реализация излишков по демпинговым ценам. Предполагается экспорт продукции, которая является излишком на внутреннем рынке за рубеж, в ориентации на сохранение внутренней монопольной власти;
  • извлечение максимальной выгоды из каждого территориального рынка. Происходит установление различных цен в регионах с разным уровнем конкуренции: чем она выше, тем ниже цены.

Последствия реализации ценовой дискриминации

Поскольку, ценовая дискриминация является способом проявления монопольной власти и ориентирована на максимизацию прибыли монополиста, то она приводит к ряду отрицательных последствий для общества и социально-экономического развития. Ценовая дискриминация является одним из направлений контроля и регулирования антимонопольной службы различных стран. При этом ценовая дискриминация оказывает и положительное воздействие на экономику и социальную сферу.

Основными последствия проведения ценовой дискриминации являются:

  1. Создание условий для расширения объемов реализации, их вывода за пределы монопольного контроля.
  2. Создание плацдарма для осуществления различных видов услуг, которые не были бы реализованы в условиях установления однородных цен.
  3. Сглаживание различий в величине доходов потребителей различных социальных групп. Без ценовой дискриминации некоторые виды услуг не могли бы осуществляться.
  4. Реализация нерационального межотраслевого и межрегионального перераспределения ресурсов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot