Инфляция – это обесценивание денежной массы, находящейся в обращении в силу снижения покупательной способности населения из-за стремительного роста цен на потребительские товары.
Инфляция является показателем макроэкономического развития государства и характеризуется длительностью ценового роста, что бывает следствием кризисных явлений.
Характерные черты и причины инфляции
Инфляция или обесценивание денег происходит различными темпами. Это зависит от уровня экономического развития страны и серьезности текущего кризиса и иных макроэкономических проблем. При этом, важным признаком инфляционных процессов в экономике является резкое повышение цен на товары и услуги при сохранении их качества и параметров на прежнем уровне. Цены растут непрерывными темпами.
Основными причинами инфляции являются:
- дисбаланс спроса и предложения. Отклонение рынка от равновесного состояния стимулирует необоснованное повышение цен;
- чрезмерный рост денежной массы в обращении за счёт проведения массового кредитования. Как правило, это является следствием политики снижения процентных ставок. Кредиты активно выдаются, увеличивается их количество, что ведет к росту цен. При этом денежные средства для кредитования берутся не из сбережений, а выдаются от эмиссии необеспеченной валюты;
- рост производственных издержек и себестоимости готовой продукции;
- нерациональная эмиссия денежных знаков – выпуск в обращение денежных знаков, не имеющих подкрепления реальной стоимостью;
- рост государственных расходов, приводящий к росту эмиссии, превышающей потребности товарного оборота;
- сокращение реального объёма национального производства, в следствие чего происходит рост цен без роста эмиссии;
- монополизация рынков. Это, прежде всего, касается ресурсодобывающих и перерабатывающих отраслей. Естественные монополии получают полный контроль над ценами, что стимулирует необоснованный рост цен;
- увеличение налоговой нагрузки;
- снижение курса национальной валюты в силу превышения импортной торговли над экспортом.
Как видно, ряд причин инфляции является следствием проводимой государством экономической политики.
В зависимости от темпов роста цен на товары и услуги инфляция бывает следующих видов:
- Ползучая. Такая инфляция характеризуется низким темпом роста цен – не более 5-6 % в год.
- Умеренная. Здесь, темпы роста цен носят умеренный характер и достигают 10% в год. — до 10 % в год.
- Галопирующая. Эта инфляция характеризуется высоким темпом роста цен, носящих скачкообразный характер. Рост цен в годовом измерении достигает 50 %.
- Гиперинфляция. Эта инфляция связана с невероятной скоростью обесценивания денежных знаков и активным характером своего распространения. Темпы инфляции превышают 50 % в месячном измерении.
- Дефляция— это процесс обратный инфляции, связанный с ростом покупательной способности населения и снижением общего уровня цен. При этом дефляция не является абсолютно положительной тенденцией макроэкономического развития. Ее положительный эффект является краткосрочным, поскольку, происходит снижение инвестиционной активности, а рост потребительского спроса охватывает небольшой временной промежуток.
- Открытая инфляция. При такой инфляции происходит рост уровня цен в условиях свободных цен, не регулируемых государством.
- Подавленная (закрытая) инфляция. Она связана с ростом дефицита товаров в силу жесткого контроля над ценами со стороны государства.
Управление инфляцией как ведущее направление государственного экономического регулирования
Инфляция является отрицательным процессом, негативно сказывающемся на макроэкономическом развитии страны. В этой связи одним из сложнейших вопросов экономической политики государства является управление инфляцией. Каждое государство ориентируется на сдерживание темпов ее роста и распространения и снижение отрицательных последствий обесценивания денежных знаков.
Способы управления инфляционными процесса характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, ориентированных на достижение равнозначности значений роста цен и потребительских доходов. Используемые механизмы управления варьируются в зависимости от конкретного вида инфляции, текущей экономической динамики и уровня экономического развития конкретного государства. При этом каждая страна ориентируется на сдерживанием темпов инфляционного роста в узких пределах.
Управление инфляцией реализуется по двум основным направлениям:
- Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. Эта политика получила название таргетирование инфляции. Она предполагает контроль над темпами роста денежной массы: темпы роста сопоставляются с темпами роста ВВП.
- Политика регулирования цен и доходов, ориентированная на повышение уровня доходов до уровня роста цен. В данном случае, государство индексирует размеры минимальной оплаты труда, пенсий и иных выплат, в соответствии с ростом стоимости потребительской корзины. Зачастую проводится сдерживание негативных инфляционных явлений, посредством установления лимитов роста и замораживания заработной платы, повышаться процентные ставки по кредитам и др.
Инфляция бывает следствием различных причин и нарушений нормального функционирования экономики. Когда происходит рост цен в силу роста производственных издержек, важное значение приобретает политика поощрения инвестиционной активности. Инвестиции снижаются, и требуется стимулирование их роста. Для этих целей применяется политика оперирования налоговыми ставками. Она носит стабилизационный характер и включает в себя следующие меры:
- снижение государственных расходов;
- рост налоговых ставок;
- снижение объемов кредитования банковской сферы;
- рост выпуска казначейских облигаций;
- рост социальных расходов государства;
- стабилизация обменного курса.
Рисунок 1. Виды антиинфляционной политики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ