Инфляция – это обесценивание денег за счет роста цен на товары и услуги.
Инфляция является серьезной макроэкономической проблемой и показателем, отражающим эффективность экономического развития конкретного государства. Экономическая политика большинства стран ориентирована на снижение инфляции, ее темпов, стабилизацию цен, устранение угроз скачкообразного изменения цен, снижения покупательной способности населения.
Инфляционные процессы в странах ЕС
Каждая страна имеет свои особенности экономического развития, которые не зависят от ее принадлежности к развитым и развивающимся странам. Эти особенности приводят к особенностям макроэкономических показателей государств и специфике динамических изменений инфляции.
Если рассматривать инфляционные процессы в странах Европейского союза, то, здесь, можно отразить ряд специфических особенностей. К ним относятся:
- Инфляцию в ЕС рассчитывают на основе Гармонизированного Индекса Потребительских Цен на Товары и Услуги (HICP). Гармонизированный индекс потребительских цен (HICP) – это список окончательных затрат, оплачиваемых европейскими потребителями за товары потребительской корзины. Он выступает ведущим показателем инфляции в еврозоне.
- Расчет инфляции происходит, посредством принятия данных об инфляции потребительских цен от каждой страны-члена ЕС и их взвешивания их в индексе.
- Расчет инфляции базируется на формировании корзин потребительских товаров, формируемых для сельских и городских поселений стран.
- HICP также используется в качестве основы для индекса потребительских цен валютного союза (MUICP), совокупного показателя потребительской инфляции.
- Расчет инфляции реализуется специальным органом статистики – Евростатом. Он собирает данные, предоставляемые национальным статистическим агентством каждого государства-члена об изменении цен и моделях потребления в рамках экономики конкретной страны. Учитывается весь диапазон расходов на конечное потребление для всех типов домашних хозяйств для полноценного и своевременного представления инфляционной динамики и картины инфляционного развития стран – участниц ЕС.
Средний уровень инфляции ЕС за 2021 год достиг 5,8 %. При том, что данный показатель вырос с 5,1 % в 2020 году и с 3,6 % в 2019 году. Колоссальный рост инфляции является результатом кризисных экономических явлений. Если ранее, показатели инфляции ЕС характеризовались стабильностью и не превышали 3-3,5 %, то в период пандемии, инфляция ряда стран ЕС достигла 5 %, а в первом квартале 2022 года в результате роста цен на энергоносители показатели инфляции достигли рекордных значений.
Антиинфляционная политика ЕС и ее эффективность
Антиинфляционная политика – это совокупность мер, методов и средств государственного экономического регулирования, ориентированных на борьбу с инфляцией.
Антиинфляционная политика является важным направлением экономического регулирования большинства стран. Основой антиинфляционных мер государственного экономического регулирования является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка.
Единая денежно-кредитная политика Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), главной задачей которой является поддержание ценовой стабильности в зоне евро, характеризуется некоторыми специфическими параметрами, отличающими целевые ориентиры антиинфляционного регулирования от других промышленно-развитых стран (например, США), а также итоговые результаты антиинфляционных мер.
Механизм антиинфляционной политики ЕС базируется на:
- распространение единой антиинфляционной политики - ЕСЦБ на некоторое количество относительно самостоятельных финансово-экономических зон, в том числе на общую валютную зону евро и государств-участниц ЕС, во многом различающихся по макроэкономическим, структурным, финансовым и иным условиям функционирования. Это говорит о том, что результативность применения данной политики является неодинаковой. Антиинфляционный эффект будет различным для экономик разных стран Евросоюза;
- возможности принятия Европейским центральным банком самостоятельных решений по поводу регулирования объемов денежной массы в обращении, тогда как налоговая, бюджетная, структурная и ряд других направлений экономической политики по-прежнему остаются в компетенции национальных правительств стран – участниц ЕС.
Следует отметить, что в ряде стран ЕС (например, в Германии) проводится жесткое регулирование цен. Любые отклонения от 2-3% - ой инфляции, попросту, не допускается. Центральные банки жестко следят за уровнем цен и предпринимают серьезные меры по сдерживанию их роста.
Среди основных антиинфляционных мер борьбы стран ЕС можно выделить следующие:
- снижение налоговой нагрузки;
- рост ВВП;
- рост заработных плат;
- жесткий контроль цен на нефтепродукты;
- регулярный мониторинг макроэкономических показателей;
- регулирование процентных ставок;
- реализация программ монетарного стимулирования.
Важно обратить внимание на то, что применяемый в ЕС механизм распределения весов в общем Индексе потребительских цен заключается в определении и дифференциации воздействия на него наиболее значимых экономических факторов. Например, выделение энергетического компонента индекса связано с активным влиянием на него динамики цен на нефть, а разделение продовольственных товаров на продукты питания и сырье обусловлено тем, что погодные условия и сезонные колебания влияют на последний компонент в большей степени, чем на готовые продукты питания. При этом, эксперты ЕС выделяют и ряд недостатков гармонизированного индекса, который не учитывает специфические макроэкономические параметры развития отдельных стран и исключает возможности формирования объективного оценивания уровня цен в еврозоне и отслеживания реальной инфляционной динамики.