Государственное регулирование рыночной экономики – это совокупность взаимосвязанных мер, которые реализуются уполномоченными законодательными, исполнительными и контрольными органами государственной власти в целях стабилизации существующей социально-экономической системы, ее приспособления к изменяющимся условиям, достижения прочих национальных интересов в сфере экономических отношений.
Методы государственного регулирования рыночной экономики
Практически каждое государство мира в настоящее время занимается регулированием национальной экономики. Государственное регулирование рыночной экономики осуществляется через применение различных методов, под которыми понимают совокупности специальных приемов и способов целесообразного действия.
С течением времени проявляется тенденция по расширению спектра методов, которыми пользуется государство для регулирования рыночной экономики. Это вызвано тем, что постоянно увеличиваются масштабы экономической деятельности, происходит усложнение структуры экономики, необходимо реагировать на новые, непредсказуемые факторы экономического развития.
Методы регулирования рыночной экономики используются государством с разной степенью интенсивности и в разных сочетаниях, поскольку их выбор обуславливается необходимостью достижения разных целей. Кроме того, свою роль играют сущность и специфика метода, особенности взаимодействия нескольких методов между собой.
Методы государственного регулирования рыночной экономики классифицируются разными способами. Так, по степени воздействия на процесс принятия экономическими субъектами управленческих решений выделяют методы прямого и косвенного воздействия.
- Прямые методы – заключаются в издании государством предписаний, которые вынуждают (обязывают) экономические субъекты принять определенные решения;
- Косвенные методы – заключается в создании государством предпосылок к тому, чтобы экономические субъекты самостоятельно приняли решения, которые отвечают целям и задачам государственного регулирования экономики.
По способу организации и институциональному оформлению выделяют административные и экономические методы.
Административные методы базируются на силе государственной власти. Они обычно мало используется в странах, где рыночные отношения существуют в развитых формах. Однако при возникновении критических ситуаций (кризисов, чрезвычайных происшествий, войн) роль административных методов резко возрастает.
В качестве инструмента административных методов государственного регулирования рыночной экономики используются законодательные и нормативно-правовые акты, в которых выражается воля государства, принуждающая экономические субъекты к определенному поведению.
Всю совокупность административных методов можно условно поделить на следующие три группы:
- Организационно-стабилизирующие методы – регулируют деятельность государственных органов, реализующих экономическую политику, и их взаимодействие с экономическими субъектами;
- Распорядительные методы – согласуют и координируют деятельность экономических субъектов;
- Дисциплинарные методы – устанавливают формы юридической ответственности и способы их реализации.
Экономические методы предполагают принятие мер, в результате которых будут созданы дополнительные материальные стимулы или возникнет опасность финансового ущерба. Т.е. государство создает такие условия, благодаря которым рыночные отношения развивались в нужном направлении.
Экономические методы государственного регулирования рыночной экономики обычно представлены инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) и денежно-кредитной (монетарной) политикой государства. Самостоятельно функционирующим государственным сектором экономики, а также прогнозированием, планированием и программированием экономического развития.
Формы государственного регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование рыночной экономики может осуществляться в различных формах. Прежде всего, необходимо про непосредственное управление государством тех объектов и отраслей экономики, которые имеют большое общественное значение, а потому – обеспечивают выполнение общегосударственных функций. В данном случае речь идет про объекты военной и энергетической сфер, заповедники, полезные ископаемые и т.д.
Большую роль играет налоговое регулирование. Оно проявляется через введение и отмену налогов, установление и изменение налоговых ставок, назначение льгот и освобождений по налогам. Кроме налогов обязательными платежами в бюджет являются государственные и таможенные пошлины, сборы, социальные страховые взносы и т.д.
Воздействие на денежное обращение осуществляется в форме денежно-кредитного регулирования. Государство регулирует объем денежной массы в экономике страны через эмиссию денег, изменение процентных ставок и размера обязательных банковских резервов, купле-продажу облигаций и других активов на финансовом рынке.
Бюджетное регулирование экономики заключается в распределении государством бюджетных средств между регионами страны, отраслями экономики, социальными группами. Это происходит через субсидирование, дотирование, государственные закупки.
Ценовое регулирование со стороны государства предусматривает установление предельных уровней цен, нарушение которых запрещается. Обычно наносимый подобным решением ущерб продавцов компенсируется государственными дотациями.
Социальное регулирование означает выполнение государством своих социальных функций в сфере экономических отношений. Ради этого действуют системы медицинского и пенсионного страхования, социального обслуживания и т.д.
Еще одна значимая форма представляет собой регулирование трудовых отношений. Государство устанавливает трудовое законодательство, которым регламентируются взаимоотношения работников и работодателей.