Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эндогенные и экзогенные факторы в микроэкономике

Эндогенные и экзогенные факторы – это переменные, используемые в анализе объектов и процессов микроэкономики.

Такие факторы служат основой анализа деятельности конкретного субъекта экономики – фирмы, предприятия, домохозяйства, функционирования конкретного рынка и его отдельного сегмента. Также, эти факторы применяются в моделировании микроэкономических процессов (например, при составлении бизнес-модели).

Экзогенные и эндогенные факторы являются макроэкономическими показателями, которые используются и в микроэкономике в указанных случаях.

Эндогенные факторы в микроэкономике

Эндогенные факторы – это параметры, рассчитываемые и исследуемые в рамках конкретной модели.

Эндогенные факторы являются показателями конкретной бизнес-модели, а также, они отражают отношение к конкретному продукту, что обусловливает применение этих факторов в микроэкономической сфере.

Эндогенные факторы являются параметрами развития конкретного продукта или процесса в микроэкономике, потому, они являются внутренней его характеристикой.

При составлении бизнес-моделей расчет экзогенных факторов реализуется с обязательным учетом их зависимости от внешних условий бизнес-деятельности. В качестве таковых в бизнес-моделях учитываются:

  • уровень занятости;
  • динамика безработицы;
  • уровень производственного развития;
  • экономический рост;
  • уровень цен – инфляция и инфляционные ожидания;
  • уровень внешнеэкономической активности;
  • конъюнктура рынка, она является отражением соотношения показателей спроса и предложения на рынке сбыта, уровня цен.

Эта зависимость отражает связь эндогенных параметров от макроэкономических параметров развития страны.

Эндогенные факторы, отражающие внутреннее состояние компании, включают в себя:

  • внутрифирменное ценообразование - порядок установления цен на выпускаемую продукцию;
  • объем и ассортимент товаров или услуг;
  • продвижение товара или услуги на рынок. сюда входит рекламная деятельность, стимулирование сбыта продукции, заключение договоров с покупателями;
  • распределение продукции;
  • товарные запасы;
  • портфель заказов в конкретной экономической отрасли, в которой функционирует фирма.
«Эндогенные и экзогенные факторы в микроэкономике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Следует отметить, что при анализе деятельности отдельного субъекта или процесса экономики рассматриваются показатели денежных потоков.

Денежные потоки – это движения денежных средств, генерируемых хозяйственной деятельностью организации. Они рассматриваются вне их связи с источниками их формирования и включают в себя притоки и оттоки денежных средств.

Помимо потоков денежных средств, анализу подвергаются и потоки выпуска продукции (услуг), движение капитала, инвестиционная активность.

Внутреннюю деятельность фирмы характеризуют и показатели ее запасов. Они включают в себя все активы компании, имеющиеся у нее на определенную дату, а также источники их формирования. Оценке подвергаются капитал фирмы, ее заемные обязательства, наличие дебиторской задолженности и нераспределенной прибыли.

Экзогенные факторы в микроэкономике

Определение 1

Экзогенные факторы – это параметры, влияющие на бизнес-процессы и отдельные продукты извне.

Экзогенные факторы не являются внутренними параметрами развития. По сути, это исходная информация реализации бизнес-процессов. Они определяют выход отдельной организации за пределы внутренних моделей ценообразования, а также служат оценкой воздействия внешних параметров экономического развития на деятельность данной организации.

В качестве экзогенных переменных развития бизнес-процессов можно назвать:

  • объем денежной массы в обращении;
  • налоговая нагрузка;
  • нормы резервирования;
  • текущая ставка рефинансирования;
  • политическая обстановка;
  • распределение государственных расходов;
  • денежно-кредитная политика центрального банка.
  • соотношение спроса и предложения на рынке.

Экзогенные переменные являются отражением итоговых показателей бизнес-модели. Их изменение происходит автономно.

Следует отметить, что на деятельность фирмы огромное воздействие оказывает конъюнктура рынка. От показателей спроса и предложения зависит принятие большинства бизнес-решений.

Так, исследование спроса реализуется в направлениях рассмотрения рыночной сегментации, исследовании потребительских мотивов и выявления неудовлетворенных потребностей.

Рыночная сегментация предполагает разделение национального рынка сбыта на отдельные рынки и выделение в них определенных частей. Каждый сегмент рынка может характеризоваться разным уровнем спроса и предложения на товары и услуги, реализуемые фирмой, а также, иметь различия в реакции потребителей на продукцию фирмы и ее маркетинговую стратегию.

Когда производится выявление потребительских мотивов, то составляется характеристика социально-психологических параметров потребителей конкретного государства и конкретного региона: выявляется порядок принятия ими потребительских решений, национальные особенности, оказывающие воздействие на спрос на ту или иную продукцию, типы покупателей на конкретном рынке и факторы воздействия на их потребительский выбор.

Что касается исследования неудовлетворенных потребностей потребителей, то оно выступает завершающим этапом анализа рыночной конъюнктуры, данные которого позволяют принять определенное решение о построении конкретного бизнеса, отвечающего спросу потребителей в определенном рыночном сегменте.

Следует отметить, что используемые при составлении бизнес-модели или проведении анализа деятельности фирмы эндогенные факторы характеризуются своей гибкостью. Это означает, что они могут быть своевременно скорректированы, изменены, т. е. на них фирма может неким образом воздействовать.

Что касается экзогенных факторов, то влиять на них практически невозможно. они существуют независимо от деятельности фирмы и требуют своего учета. Их недопустимо игнорировать в любой сфере экономической деятельности.

При этом, когда строится бизнес-модель, то экзогенные факторы бывают заранее известны, тогда как эндогенные показатели требуют своего расчета – составляются альтернативные варианты развития предпринимательской деятельности и выбирается наиболее оптимальный.

Дата последнего обновления статьи: 25.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot