Муниципальная экономика – это совокупность экономических отношений, в которые органы местного самоуправления вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории того или иного муниципального образования.
Модели муниципальной экономики
Экономика муниципального хозяйства может существовать в форме следующих моделей:
- Коммунальная модель, где источником дохода местного бюджета становятся налоги, собранные с населения муниципальных образований. Такая модель используется в ряде европейских стран, в частности в Германии.
- Коммунально- рентная модель, в которой источником местного бюджета выступают налоги, собранные с населения муниципального образования, а также совокупность рентных платежей, получаемых от предоставления земельных ресурсов в аренду. Примером такой модели можно назвать Венгрию и Панаму.
- Муниципальная рентная модель, где источником местных бюджетов становятся рентные платежи и доходы от использования территории муниципального образования. Эта модель нашла применение в России.
Та или иная модель в чистом виде не может существовать, однако место и роль различных элементов в той или иной стране существенно друг от друга отличаются. Существование определенной модели муниципальной экономики определяется следующими факторами:
- уровень компетенции местных органов самоуправления, который определен в законодательстве;
- наличие и характер основных ресурсов территории;
- характер и наличие квалифицированного персонала в муниципальных предприятиях и органах местного самоуправления;
- налогоспособность местных граждан.
Ресурсы муниципального хозяйства
Как и любая производственная деятельность, экономика муниципального образования основана на использовании ресурсов. Базовая цель муниципальной экономики обусловлена повышением благосостояния населения муниципального образования.
Под ресурсами муниципального хозяйства принято понимать тот набор возможностей муниципального образования, которые находятся в компетенции местных органов управления.
Потребности муниципального образования в финансовых средствах и имуществе зависимы между собой. Это связано с тем, что объект муниципальной собственности может быть бюджетонаполняющим (приносящим в бюджет доходы) и бюджетопоглощающим (не приносящим в бюджет доходов или требующим расходования бюджетных средств для их содержания в размере, который превышает получаемые доходы). Например, муниципальные нежилые помещения, сдаваемые в аренду, являются бюджетонаполняющим объектом. К бюджетопоглощающим относится большая часть объектов социальной сферы. К примеру, оплата услуг детского сада лишь частично компенсирует расходы на содержание ребенка, основную часть расходов покрывает местный бюджет. В разных ситуация мниципальные предприятия могут оказаться как бюджетонаполняющими, так и бюджетопоглощающими. Муниципалитет как некоммерческая организация, не имеет своей целью извлечение прибыли, однако у него должен быть сбалансированный бюджет. Следовательно, ключевой задачей экономики муниципального хозяйства становится оптимизация соотношения объема бюджетных услуг и потребностей в финансах и имуществе.
Ресурсы муниципального хозяйства включают:
- Природные ресурсы (земельные участки и водные объекты, которые находятся в муниципальной собственности). Основной задачей органов местного самоуправления становится повышение эффективности управления природными ресурсами для пополнения местного бюджета;
- Трудовые ресурсы (трудоспособная часть местного населения). Основные задачи местных органов власти заключаются в создании благоприятных для проживания условий, увеличении образованности местного населения.
- Правовые ресурсы включают нормативно- правовые акты, которые наделяют полномочиями местные органы власти.
- Производственный и финансовый потенциал, который включает совокупность предприятий и организаций, обеспечивающих функционирование муниципального образования. По сути это система отраслей по обслуживанию и производству в структуре городского хозяйства.
Муниципальные финансы и муниципальный бюджет
У каждого муниципального образования есть собственный бюджет, который утверждается органом представительной власти, избираемым населением, проживающим на территории того или иного муниципального образования. Доходы местного бюджета включают:
- доходы, полученные от местных налогов и сборов, а также отчислений в местные бюджеты от региональных и федеральных или безвозмездных перечислений, дотаций на выравнивание обеспеченности бюджетов муниципальных образований;
- доходы от использования имущества, которое находится в муниципальной собственности, прибыль муниципальных предприятий, оставшаяся после уплаты обязательных платежей штрафы, а также от штрафов, которые относятся к компетенции местных органов власти;
- добровольные пожертвования и иные поступления, не запрещенные законом.
Экономическая основа неналоговых доходов муниципального образования связана с находящимся в муниципальной собственности имуществом, а также имущественными правами муниципальных образований. От имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются и пользуются муниципальным имуществом. В России гражданское законодательство предусматривает для органов местного самоуправления право создавать муниципальные учреждения и предприятия. В законодательстве установлены возможности выравнивания обеспеченности бюджетов поселений, городских округов и муниципальных районов посредством перечисления дотаций из региональных или районных фондов финансовой поддержки. Кроме того, для управления муниципальными финансами предусмотрена возможность привлечения заимствований посредством путем выпуска соответствующих муниципальных облигаций.