Понятие и сущность дефицита в экономической системе
Дефицит – это недостаток чего-то в определенной сфере деятельности, процессах социальной жизнедеятельности, экономической системе государства.
Дефицит является одной из острых проблем в экономической системе.
Если рассматривать дефицит с экономической точки зрения, то он отражает превышение спроса над предложением. Это превышение может касаться, как отдельных рынков, экономических отраслей, так и всей национальной экономики.
Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены. Обычно дефицит свидетельствует о низком предложении, вызванном низкой ценой.
Дефицит возникает в сфере товаров и услуг, а также может касаться нехватки факторов производства. Он является частым экономическим явлением. При этом, зачастую возникает и ситуация профицита товаров. Она, также, не является положительной, поскольку произведенный товар характеризуется «неликвидностью» и не может обеспечить доход своему создателю.
Устранение обеих проблем является трудоемким и затратным процессом. Дефицит угрожает организации недополучением прибыли, а профицит грозит несением убытков. Таким образом, возникает важный вопрос: «Что опаснее для компании - дефицит или излишки?». Безусловно, самая опасная ситуация - это дефицит по одному товару и излишек по-другому. И наоборот, лучше всего не иметь ни того, ни другого. Однако не будем закрывать глаза на очевидное - дефицит и излишки были, есть, и возможно, еще будут иметь место. Потому, требуется знание природы дефицита, его экономического фундамента и последствий, к которым он приводит. Как говорится, знание-сила, а его рациональное использование в бизнес-процессах, позволит принимать рациональные управленческие решения, стимулирующие рост и развитие деятельности организации.
Дефицит может носить временный или постоянный характер. Но в любом случае он приводит к недополучению прибыли организацией. Постоянный дефицит оказывает отрицательное воздействие на развитие конкретной отрасли или компании. Среди негативных факторов его воздействия можно выделить:
- недополучение прибыли по причине слишком низкой цены;
- прямые убытки вследствие отсутствия продаж;
- ухудшение имиджа магазина в глазах покупателей: «здесь никогда не бывает нужных продуктов»;
- потеря потенциальных и реальных клиентов;
- пустота на полках магазинов, незаполненные прилавки;
- рост продаж у конкурентов, у которых есть такой товар;
- издержки из-за действий, направленных на устранение дефицита - перемещение товара на полках, срочный поиск товара-заменителя;
- напрасно потраченные деньги на рекламную кампанию или дегустацию;
- стресс у сотрудников и как следствие, их демотивация.
Последствия дефицита больше касаются внешней среды магазина и особенно опасны для компании, которая находится в стадии роста и развития, когда завоевание покупателей и их лояльности является стратегической целью.
Дефицит может носить активный и пассивный характер. Активный характер предполагает наличие дефицита при условии обеспечения доходности деятельности компании, а пассивный связан с кризисными явлениями функционирования экономических субъектов и предполагает несение убытков вследствие дефицита.
Основы управления дефицитом
Дефицит, возникающий в сфере потребления и ресурсного обеспечения производства, может быть устранен или максимально сокращен за счет разработки рациональной, грамотной управленческой стратегии.
Управление дефицитов – важное направление развития любой коммерческой фирмы. Оно необходимо потому, что, как было отмечено выше, дефицит приводит к отрицательным экономическим последствиям деятельности отдельной компании, что, в итоге негативно сказывается на общем уровне экономического роста и развития национального хозяйства.
Управление дефицитом, с позиции реализации управленческого менеджмента, представляет собой применение трех маркетинговых «P»:
- Placing — дистрибуции.
- Product — продукта.
- Price — цены.
Дефицит становится фактором, нарушающим надежные связи, хорошо зарекомендовавшие себя маркетинговые планы и приводящим к потере мотивации производителей и дилеров. Масштаб проблемы управления дефицитом требует мобилизации управленческого и творческого потенциала компании. Потому что, как показывает практика, управление дефицитом опирается не на научные основы менеджмента, а на творческий подход предпринимателя к реализации своей деятельности. управление дефицитом – отдельный вид искусства.
Конечно, необходимо правильно оценить перспективы развития вашего бизнеса. Если бизнес будет узко локализован, то, как показывает опыт других стран, с насыщением рынка такими продуктами, он сможет конкурировать только с небольшим количеством организаций, сосредоточенных в близком территориальном расположении. При разработке стратегии важно определить приоритеты.
Неспособность правильно расставить приоритеты приводит к размыванию целей, отталкиванию ресурсов и ослаблению конкурентоспособности. Ошибки в расчете декриминализации деятельности приводят к упущению перспективных потребителей, игнорированию возможностей конкурентов и игнорированию рыночных тенденций.
Каждая организация имеет свои особенности функционирования, которые сказываются на выработке стратегии контроля дефицита.
В некоторых динамично развивающихся секторах современной российской экономики периодически возникает определенный дефицит продуктов, связанный, как правило, со скачком спроса или его сезонными колебаниями. Здесь особенно сложно и проблематично управлять дефицитом выпуска продукции и нехваткой факторов производства. Поэтому в промышленном маркетинге не всегда можно регулировать спрос, повышая или снижая цену. Также сложно четко планировать объемы продаж, так как в среднем цикле продаж товаров от двух месяцев до года эластичность спроса довольно низкая.