Циклический дефицит государственного бюджета – это результат уменьшения поступления доходов в бюджет, ввиду сокращения налоговой базы, обусловленного спадом производства.
Циклический дефицит присущ фазе экономического спада. Фазу подъема будет сопровождать бюджетный профицит. Дефицит возникает из-за сокращения объема доходной части бюджета в следствие снижения показателей производства, величины прибылей хозяйствующих субъектов, а, следовательно, и налоговых отчислений в бюджет. При этом, уровень жизни населения падает, цены растут, что требует роста социальных выплат.
Рисунок 1. Циклический дефицит. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основные характеристики циклического дефицита государственного бюджета
Циклический дефицит бюджета представляет собой разность между реальным дефицитом бюджета и его структурными параметрами. Структурный параметры дефицита закладываются в бюджет при его принятии т.е. предполагается получение бюджетного дефицита по итогам исполнения бюджета и рассчитывается его допустимый уровень. Как правило, при расчете структурного дефицита бюджета принимаются показатели естественной безработицы равные 6%.
Основными характеристиками циклического дефицита бюджета являются следующие аспекты:
- циклический дефицит государственного бюджета представляет собой результат действий встроенных экономических стабилизаторов т.е. механизмов, обеспечивающихся сокращение уровня амплитудных колебаний объемов производства и величины безработицы;
- естественность циклического дефицита. По сути, возникновение циклического дефицита государственного бюджета является естественным процессом, поскольку, он возникает на стадии экономического спада, который неизбежен;
- возникновение циклического дефицита носит автоматический характер;
- возникновение дефицита сопряжено с действием автоматических стабилизаторов. Ни начинают свое функционирование в период экономического спада, что обеспечивает смягчение проблем затяжных временных лагов в дискреционной фискальной политике.
Рисунок 2. Структурный и циклический дефициты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы борьбы с циклическим дефицитом бюджета
Бюджетный дефицит не является серьезной угрозой экономического развития государства. Степень его отрицательного воздействия на макроэкономические параметры зависит от наличия источников финансирования бюджетного дефицита.
Все источники финансирования дефицита бюджета как на уровне государства, так и на уровне его отдельных субъектов, делятся на две большие группы:
- Внутренние источники финансирования.
- Внешние источники финансирования.
Использование тех или иных источников зависит от уровня бюджетного дефицита, показателей деловой активности, а точнее, ее спада, и возможностей привлечения того или иного источника.
К источникам внутреннего финансирования бюджетов относятся:
- средства, вырученные от размещения государственных ценных бумаг РФ или субъекта РФ;
- величина оставшихся в распоряжении средств в виде курсовых разниц по полученным и погашенных кредитным средствам. Сюда входят средства кредитных организаций и бюджетные кредиты;
- разница между полученными и погашенными РФ или субъектом РФ в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными Российской Федерации международными организациями или предоставленными субъектам РФ органами государственной власти федерального уровня. Данные кредиты имеют строго целевой характер и не должны использоваться по назначению;
- разница между полученными и погашенными РФ или субъектом РФ в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
- возникающие излишки средств на счетах бюджетного учета государства и его субъектов в течение исполнения бюджета в конкретном финансовом периоде;
- иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ или субъекта РФ.
Основными источниками внешнего финансирования циклического дефицита бюджета являются:
- средства, вырученные от размещения государственных ценных бумаг РФ или субъекта РФ в иностранной валюте на международной рынке ценных бумаг;
- курсовые разницы, возникающие между суммами полученных и погашенных кредитных обязательств конкретным регионом или на уровне федерального бюджета, иностранных банков в иностранной валюте;
- иные источники внешнего финансирования дефицита бюджета, включающие в себя внешние заимствования и продажу государственного имущества на мировом рынке, получаемые в иностранной валюте.
Следует также отметить, что в силу того, что циклический дефицит бюджета возникает в период экономического спада, т. е. обусловлен объективными причинами, то устранение его последствий может быть обеспечено за счет средств резервных фондов страны и ее отдельных регионов.
Возникший бюджетный дефицит и использование источников его финансирования приводят к формированию государственного долга. Государственный долг требует своего своевременного покрытия. В ряде стран существуют специальные механизмы, обеспечивающие реализацию управления государственным долгом. Они функционируют при Министерстве финансов и обеспечивают принятия мер разного рода для погашения и консолидации старых долгов и привлечения новых заемных средств.
Покрытие бюджетного дефицита и государственного долга реализуется в опоре на следующие методы:
- Принятие сбалансированного бюджета на очередной финансовый год. Такой бюджет обеспечивает равенство доходов и расходов. Выделение средств на финансирование государственных программ не превышает реальной величины доходных поступлений. В ходе исполнения бюджета могут быть отклонения в доходной части, что вызовет бюджетный дефицит (в случае возникновения экономического спада и снижения налоговых поступлений). Однако, в этом случае, дефицит будет не таким огромным.
- Увеличение доходов бюджетов различных уровней за счет введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а также нахождение новых статей доходных поступлений.