Баланс денежных доходов и расходов населения – это сводный источник информации, характеризующий объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которая находит отражение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов.
Данный баланс находит активное применение в планировании и прогнозировании экономических процессов и социального развития государства в целом и его отдельных субъектов. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями – с другой. Баланс используется для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг и сбережениями; достижения устойчивости денежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороны органов управления.
Структура баланса доходов и расходов населения
Баланс денежных доходов и расходов населения включает в себя следующие основные разделы:
- Доходы населения.
- Расходы населения.
- Источники финансирования дефицита.
В структуру доходов баланса входят статьи поступлений денежных средств, касающихся таких направлений как оплата труда, доходы от реализации фермерской деятельности, доходы от собственности, социальные трансферты, поступления от финансовой системы.
В структуру расходов входят направления расходования средств гражданами по таким статьям как приобретение продуктов питания, расходы на ЖКХ, уплата обязательных платежей в бюджет, расходы досугового характера, приобретение иностранной валюты, сбережения.
В доходной части баланса отражаются все номинальные денежные поступления населению наличными деньгами и по безналичным перечислениям от предприятий и организаций.
Как правило, основную долю доходных поступлений составляет статья «оплата труда». В нее включаются поступления по всем видам оплат труда работников всех категорий.
Что касается социальных трансфертов, то они включают в себя выплаты гражданам в виде пенсий, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий и иных выплат из бюджета и внебюджетных фондов, ориентированных на обеспечение жизнедеятельности граждан в период их нетрудоспособности. Планирование данной статьи реализуется в опоре на текущие ставки и тарифы и прогнозируемые изменения в законодательстве, касающиеся выплат определенного назначения.
Доходы финансового сектора охватывают выплаты по государственному страхованию, в случаях возмещений, выдачу банковских ссуд по различным программам, выплату процентов по вкладам и др. При планировании и прогнозировании данных доходов используются методы экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок.
При составлении баланса подводятся итоги сумм доходов и расходов, они сопоставляются и таким образом выявляется, каким является баланс - дефицитным или профицитным. Если доходы превышают расходы, то баланс является профицитным, если же расходы превышают доходы, то выявляется дефицит баланса и требуются источники его покрытия для финансирования всех необходимых расходов.
При составлении планов и прогнозов по статьям расходов опираются на методы моделирования. Модели строятся в опоре на анализ данных по статьям расходов текущего периода граждан, определенной социальной категории. Также, актуально применение факторных моделей, т. е. моделей, учитывающих определенные факторы воздействия на изменения параметров расходования средств по различным статьям. На предварительных этапах планирования производятся укрупненные расчеты, на стадии уточнения планов-прогнозов рассчитываются расходы по каждому их направлению, дается более детализированное их представление.
Значение баланса доходов и расходов населения в социально-экономическом планировании
Формирование баланса доходов и расходов населения является обусловленной необходимостью. Он дает информацию об основных статьях доходных поступлений граждан и направлениях расходования ими средств. Балансы формируются на уровне государства и его отдельных территорий, давая информацию об уровне их развития и социально-экономических проблемах.
Значение баланса доходов и расходов населения в социально-экономическом планировании может быть отражено следующими положениями:
- Инструмент социально-экономического анализа, отражающего уровень жизни населения государства и его отдельных регионов.
- Исчисление реальных и номинальных доходов населения страны и ее субъектов в определенный временной период.
- Оценка покупательной способности населения в конкретный временной период.
- Расчет параметров распределения населения по уровню доходов. Выявляются категории граждан, которые живут на разных уровнях обеспеченности: ниже уровня бедности, на уровне бедности, выше уровня бедности или на «нормальном» уровне обеспеченности и обеспеченные граждане.
- Создание условий для анализа денежных доходов и расходов населения по источникам получения средств и направлениям их расходования.
- Основа макроэкономического планирования и прогнозирования. На основании баланса доходов и расходов формируются планы и прогнозы макроэкономической динамики развития государства.
- Обеспечение рационализации формирования денежных потоков в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, регионов и государства. Рациональное формирование денежных потоков обеспечивает повышение ритмичности осуществления операционных экономических процессов. Любой сбой в осуществлении платежей отрицательно сказывается на формировании производственных процессов и функционировании экономики.
Таким образом, формирование баланса доходов и расходов населения играет важную роль на микро и макро уровнях экономического развития. Управление денежными потоками обеспечивает рационализацию хозяйственной деятельности, своевременное выявление рисков и определение перспектив развития отдельных отраслей, сфер и государства в целом.