Антимонопольное законодательство – это введение законодательного ограничения на свободу предпринимательской деятельности, сопряженную с риском ограничения свободной рыночной конкуренции через создание соглашений, договоров между экономически влиятельными организациями.
Данный вид законодательной деятельности связан с предотвращение создания различных объединений, крупных слияний корпораций, ведущих к установлению цен, разделу рынков сбыта, определению сфер экономического влияния, разделу рыночных сегментов, формированию возможностей поставщиков, продавцов влиять на рыночные цены. Такие объединения приводят к созданию барьеров вхождения на рынок, снижают возможности конкурентоспособности более мелких компаний на рынке.
Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и США
Формирование антимонопольного законодательства РФ происходило после распада СССР и перехода на рыночную систему хозяйствования. Поскольку, своего опыта борьбы с монополиями у России не имелось, то она опиралась на опыт развитых стран. Естественно, основной упор был сделан на внедрение опыта США.
Поскольку, развитие экономики России и экономики США кардинально отличается, то и системы антимонопольного законодательства стран не являются идентичными.
Система антимонопольного регулирования России была ориентирована на ее тенденции экономического развития и сопряжена с особенностями функционирования крупных корпораций.
Среди значимых отличий в системах антимонопольного регулирования Америки и России можно выделить следующие:
- Если антимонопольное законодательство США ориентировано на предотвращение, минимизацию концентрации производств, капитала, то антимонопольное законодательство России формировалось в ориентации на разрушение монополий. Государственные монополии – наследие СССР. Монополии продолжают свое существование в ряде секторов – ЖКХ, железнодорожный транспорт и сообщение, сырьевая промышленность.
- Антимонопольное законодательство США формировалось в опоре на защиту интересов государства, которое не желало расширение сферы влияния крупных корпораций, тогда как антимонопольное законодательство РФ, в первую очередь, ориентировано на сохранение монополий, которые сохранились в народном хозяйстве при распаде СССР. Государство не допускает формирование новых монополий, но «наследники» не были устранены и продолжают свое функционирование.
Следует отметить, что обе системы антимонопольного регулирования ориентированы на предотвращение укрупнения капитала. При этом, в Америке сформирован институт доверительной собственности – как инструмент противостояния системе антимонопольного регулирования.
Функциональная роль антимонопольного законодательства РФ
Разработка антимонопольного законодательства РФ началось в начале 2000-х годов. В 2004 году формируется ФАС – Федеральная антимонопольная служба, реализующая антимонопольный контроль в стране. В это же время и разрабатывается система правовых актов, законов, регламентирующих порядок и условия признания деятельности монопольной, а также несение ответственности за нее.
Функциональная роль антимонопольного законодательства РФ сводится к следующему:
- Проведение контроля и надзора за деятельностью организаций на рынке: соблюдение законодательных основ ценообразования, конкурентного противостояния на рынках товаров и услуг.
- Контрольная деятельность в области соблюдения законодательства о размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
- Защита конкуренции, обеспечение свободной конкурентной борьбы на различных видах рынков.
Направления антимонопольного регулирования в России и зарубежных странах: сходства и различия
Антимонопольная политика сегодня реализуется по нескольким основным направлениям. Рассмотрим особенности их реализации в разных странах:
- Реализация борьбы с необоснованным ростом цен – их завышение. Антимонопольное законодательство РФ формирует перечень значимых, жизненно необходимых продовольственных товаров и лекарственных средств, уровень цен на которые должен находится в определенных пределах. ФАС проводит проверки уровня цен, выявляет нарушителей и применяет к ним установленные санкции. Великобритания реализует идентичные меры. Также, она формирует перечень максимальных розничных цен на продукцию и занимается обнаружением неправомерных методов ценообразования на рынке товаров и услуг. Страны ЕС применяют политику включения максимальных цен в условия заключения контрактов. Китай активно штрафует организации, реализующие неправомерное ценообразование, завышение цен.
- Контроль за достоверностью потребительского просвещения. В случае нарушения рекламного законодательства, т. е. использования недобросовестной рекламы и введения потребителей в заблуждение в России, Англии, Италии, Китае против нарушителей возбуждают административные и уголовные дела, а в Канаде, Нидерландах и США делают организациям-нарушителям предупреждения.
- Выявление деятельности картелей. Они создаются для регулирования предложения на рынке и получения контроля над ценообразованием. Россия ориентируется на ужесточение ответственности за сговоры компаний. В США, также, активно открывают дела при обнаружении данных нарушений и ускоренно их рассматривает. В ЕС лояльно относятся к подобным объединениям в силу кризисных тенденций текущего экономического развития стран и предпринимательской деятельности. Антикартельные нормы рассматриваются с позиции своего вреда для общества. Если объединения приводят к улучшению экономической обстановки, то антикартельные нормы не применяются странами ЕС. Великобритания позволяет создавать картели, если такое объединение носит разовый характер – для решения актуальных задач конкурентной борьбы.
- Приостановления согласования сделок слияния и поглощений. В РФ подобные сделки запрещены, тогда как в других развитых странах они имеют место быть, при соблюдении определенных условий и порядка регистрации.
Рисунок 1. Модели анитимонопольного регулирования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ