Совет Безопасности – это постоянно действующий орган ООН, который несет ответственность за поддержание мира и безопасности в международном пространстве.
Состав и деятельность Совета Безопасности ООН
Идея о необходимости создания новой международной организации, которая заменила бы Лигу Наций и с учетом ее ошибок и проблем, смогла бы действительно поддерживать мир и разрешать конфликты между государствами возникла уже в самом начале Второй Мировой Войны. Разработка проектов новой организации и положений ее устава происходило на протяжении 1943-1945 годов, на конференциях держав-членов антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобритании, США, СССР и Китая.
Если решения в Лиге Наций принимались путем достижения консенсуса между всеми странами, что по факту сковывало ее работу, то в рамках будущей ООН, которая потенциально должна была включить в себя еще большее число государств, требовалось создать более эффективный механизм принятия решений, который обеспечивал бы достижение главных целей организации – обеспечения мира.
В связи с этим было принято решение о создании особого органа – Совета Безопасности ООН, который был бы ограничен в своем составе и отвечал бы за принятие действенных решений. В отличии от Генеральной Ассамблеи и других органов ООН – Совет Безопасности единственный имеет право на принятие принудительных решений, а также введение санкций и даже использование военной силы против государств, которые расцениваются как нарушители мирового порядка. При этом основные государства-члены антигитлеровской коалиции стремились закрепить за собой право определять международные отношения в послевоенном мире, чем обеспечили для себя места постоянных членов СБ, с более широкими, по сравнению с временными членами Совета возможностями, выраженными в принципе единогласия, который по-другому называется «правом вето».
Постоянными членами Совбеза ООН стали пять стран-победительниц – СССР, США, Великобритания, Китай и Франция, кроме них в совет также входят временные члены, избираемые из числа государств-членов ООН сроком на два года. В 1965 году состав Совета Безопасности был расширен до 15 членов. Места 10 временных членов распределяются по территориальному признаку следующим образом:
- 5 мест для государств Африки и Азии;
- 2 места для государств Латинской Америки;
- 2 места для государств Западной Европы;
- 1 место для государств Восточной Европы.
Совет Безопасности рассматривает споры и конфликты между странами, оценивает степень их опасности для общего мирового порядка, а также выносит решения о признании той или иной стороны агрессором и принятии мер по устранению споров, а также воздействию на агрессора. Вместе с тем деятельность, и структура Совета Безопасности в настоящее время подвергается критике, прежде всего в связи с политизацией решений Совета, стремлением стран постоянных участников, использовать Совет для защиты или продвижения собственных, а не международных интересов. Также высказывается несогласие с особым положением стран постоянных членов Совбеза. После заявления Генерального секретаря ООН в 2004 году о необходимости расширения состава Совета, в том числе количества его постоянных членов, свои претензии на эти места предъявили по меньшей мере девять стран:
- Япония и Германия, как наиболее развитые страны и значительные спонсоры ООН;
- Индия как страна с наибольшим населением;
- Бразилия как наиболее крупная и развитая страна Латинской Америки;
- Индонезия, как наиболее населенная мусульманская страна;
- Италия, продвигающая идею включения в состав Совбеза ЕС;
- ЮАР, Египет и Нигерия, указывающие на недостаточную представленность африканских стран.
Принцип единогласия
Одним из главных принципов механизма принятия решений Советом Безопасности является принцип единогласия. Он был предложен американской стороной еще на переговорах в Думбартон-Оксе в качестве обязательного условия на котором США будут готовы присоединиться к новой организации. Доработка данного принципа происходила в ходе дальнейших переговоров, свой устоявшийся вид он приобрел в ходе Ялтинской конференции 1945 года, получив наименование «ялтинской формулы».
Его основные положения заключаются в том, что каждый член Совета Безопасности имеет 1 голос, решения по процедурным вопросам принимаются большинством в семь голосов, а по содержательным вопросам также большинством в семь голосов, но при обязательной поддержке всех постоянных членов Совета.
В дальнейшем данный принцип получил неофициальное название «правило вето», поскольку голосование против принимаемого решения любой из стран постоянных членов Совбеза ведет к его автоматическому непринятию, т.е. накладыванию вето. Данный принцип вызвал большое количество вопросов со стороны других стран участниц ООН на Сан-Францисской конференции, которые опасались, что его реализация может привести к накладыванию вето на любые решения, которые были бы невыгодны странам-основателям ООН. Следует отметить, что страна не участвует в голосовании по тем решениям, которые касаются ее непосредственно, т.е. страна-агрессор не может наложить вето на принятие санкций против нее самой.
В 1965 году текст принципа был откорректирован в связи с расширением Совета Безопасности – теперь решения в нем принимаются большинством в девять голосов. Решения о том, является ли вопрос процедурным или же содержательным, также принимаются в ходе голосования, что порождает практику двойного вето, когда страна постоянный участник может заблокировать признание резолюции или решения процедурным вопросом.
В укрепившейся практике страна-постоянный член Совета может воздержаться в ходе голосования, и в этом случае решение будет принято. Аналогичным образом обстоит ситуация в случае отказа страны от голосования вообще – данное решение не будет учитываться при обработке результатов голосования Совета.
Статистика использования права вето
Лидерами по использованию права вето являются Россия и США. Россия с учетом советского периода использовала право вето не менее 106 раз. При этом большинство использований пришлось на ранний период деятельности ООН, когда вокруг СССР начала выстраиваться агрессивная политика изоляции и противостояния со стороны западных держав. В.М. Молотов, представитель СССР в СБ получил даже прозвище «Господин Вето». На российский период пришлось порядка 21 случая использования права вето.
США в свою очередь использовали вето не менее 80 раз, причем уже после 70-х годов прошлого века и по настоящее время. Наиболее редко право вето использовал Китай, всего 11 раз, при этом преимущественно уже в современной истории. Великобритания и Франция после 1989 года не использовали право вето ни разу. Более того в 2014 году французская сторона выступила с инициативой добровольного и коллективного отказа от использования права вето в тех случаях, когда решения касаются массовых нарушений прав человека, убийств, военных преступлений. Однако данная инициатива не получила поддержки.