Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт – это наземный транспорт, который передвигается по рельсовым путям.
Железнодорожные пути состоят из стальных рельс, которые установлены на шпалы. Подвижной состав движется по рельсам на железных колесах. Отличительной особенностью железнодорожного транспорта является существенно большая грузоподъемность, чем у автомобильного. Железнодорожный транспорт энергоэффективен. Однако он уступает автомобильному транспорту в гибкости и капиталоемкости при меньших загрузках.
Железные дороги стали активно строить после изобретения парового двигателя в период Промышленной революции. Человечество смогло преодолевать огромные расстояния по суше. Благодаря строительству железных дорог стало более выгодно перевозить товары и пассажиров. Товары меньше портились и терялись, как это происходило с морским транспортом.
Уже в конце 19 века появились поезда, работающие на электричестве. Тогда же появился метрополитен и трамваи.
Сегодня железные дороги могут быть с тягой:
- электрической,
- дизельной,
- турбинной,
- паровой,
- комбинированной.
Выделяют так же железные дороги промышленного и общего назначения. По железным дорогам передвигается подвижной состав, который обычно состоит из локомотива и различных типов вагонов, а также обслуживающие транспортные средства.
История железнодорожного сообщения между Россией и Белоруссией
Белорусская железная дорога является оператором железнодорожного полотна, расположенного на территории страны. Она работает с 1953 года. На сегодняшний день белорусская железная дорога связана с ж/д системами:
- Латвии,
- Польши,
- России,
- Украины.
Первый поезд по территории Белоруссии прошел в 1862 году. Путь следования – Поречье-Гродно. Сообщение с Москвой было открыто в 1871 году. Далее началось освоение железных дорог внутреннего назначения, а также международного сообщения.
В 1922 году путем объединения участков дороги появилась Московско-Белорусско-Балтийская железная дорога. Десть лет спустя на ней было выделено отдельное направление с управлением в Смоленске.
Московско-Брестская железная дорога была построена в 1871 году. Большинство поездов курсировали от Москвы до Бреста, только после Первой мировой войны путь был укорочен до Минска. Самый первый скоростной поезд из Минска до Москвы был пущен в 1929 году. Это был паровоз серии Су. С 1930 года он стал совершать свой маршрут ежедневно. Время в пути составляло 14 часов. После Великой отечественной войны долгое время ходил обычный поезд. Время в пути составляло 28,5 часов.
Большая часть оборота товаров между Белоруссией и Россией – это продукты питания. Они наиболее часто перевозятся рефрижераторами и автомобильным транспортом. Сообщение между странами налажено хорошо, что практически исключает задержку в пути, однако, применение холодильного оборудования для отдельных типов продуктов является обязательным.
Железнодорожным транспортом преимущественно перевозятся специальная техника, негабаритные грузы, тяжелые грузы. Так же по железной дороге везут технику и продукцию нефтеперерабатывающей отрасли.
Правовые особенности железнодорожного сообщения между Россией и Белоруссией
Фактически перевозки между Белоруссией и Россией любым видом транспорта являются международными. Однако, обе страны входят в Таможенный союз, который образует единое экономическое пространство. Поэтому странам не требуется проводить полное оформление таможенных накладных.
Документы на перевозимый груз должны быть заполнены, так как на границах они проверяются. Если груз идет транзитом, то заполняются товарные накладные международного образца.
По железной дороге перевозятся следующие виды грузов:
- Оборудование и конструкции нестандартных габаритов.
- Сборные грузы.
- Скоропортящиеся товары, для которых необходимо соблюдение определенного температурного режима.
- Промышленные станки и оборудование.
- Строительные материалы.
Важным участником железнодорожного сообщения между Россией и Белоруссией стал Китай. КНР восстанавливает «Новый Шелковый путь», используя для этого пространство Центральной Азии, России, Украины, Белоруссии и других стран. Китай пытается наладить транспортное сообщение с платежеспособной Европой. Кроме того, Таможенный Союз между Россией и Белоруссией облегчает таможенное оформление грузов и прохождение ими таможенных границ, что существенно влияет на время в пути. Преимущество Белоруссии заключается в ее расположении, через нее проходит транзит. Однако, несмотря на это страна потеряла в доходах от транзита примерно 6%. Это связано с политикой, проводимой в стране, а также с большим износом имеющихся транспортных мощностей.
Устройство железной дороги Белоруссии такового, что это не цельная структура, а объединение 29 государственных организаций. У каждой из них есть своя балансовая стоимость, активы, отчетность. Поэтому структура требует реформирования, чтобы дорога могла стать более эффективной. Консолидация и реорганизация позволила бы сделать единую государственную компанию, которой было бы легче решать стратегические задачи международного сотрудничества.
Железнодорожный транспорт, несмотря на все более интенсивное использование автомобильных перевозок, продолжает оставаться актуальным и в современном мире. При этом, если в пассажирских перевозках есть положительные изменения, например, скоростные поезда между Россией и Белоруссией, которые позволяют добраться из столицы в столицу за считанные часы, то в части грузовых перевозок сохраняются проблемы.