Нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности РФ
Нормативно-правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности – это множественная совокупность нормативно-правовых актов, в рамках которых и на основе которых осуществляется внешнеэкономическая деятельность.
На сегодняшний день к числу основных источников, регулирующих внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации, могут быть отнесены:
- общепризнанные нормы и принципы международного права, торговые обычаи при проведении международных сделок, международные договоры РФ с другими государствами;
- национальные нормы права, закрепленные в Конституции РФ, кодексах, законах и подзаконных нормативных правовых актах России и ее субъектов.
Особая роль среди них отводится нормам и принципам международного права. Существующая в России нормативно-правовая база ВЭД включает в себя множество различных законов и нормативных актов, разработанных Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами и ведомствами, а также Банка России. Каждый из этих законов и нормативно-правовых актов регулирует ВЭД на различных уровнях иерархии – на уровне государства в целом, субъектов Российской Федерации и отдельно взятых хозяйствующих субъектов.
Во всех этих документах закрепляется целый комплекс норм, которые могут быть направлены на то, чтобы предотвратить недобросовестный импорт, обеспечить необходимые условия экспорта и доступности импортного сырья для отечественных товаропроизводителей, а также обеспечения на внутреннем рынке условий приоритета товаров отечественного производства.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности РФ
Внешнеэкономическая деятельность РФ является объектом государственного регулирования, которое, в свою очередь, представляет собой составную часть экономической политики нашей страны.
В общем смысле под государственным регулированием ВЭД следует понимать комплекс административно-управленческих, правовых и экономических мер, реализуемых государством в лице его органов в целях создания благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, призванных обеспечиваться их правовую защищенность и экономическую поддержку на внешнем и внутреннем рынках. По большому счету все эти меры направлены на обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе, поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и совершенствование механизмов совершения экспортных операций по реализации товаров и услуг на международных рынка.
Ключевые цели государственного регулирования ВЭД РФ в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе государственного регулирования ВЭД РФ лежит целый ряд принципов. Основными из них считается единство национальной экономической и внешнеэкономической политик, а также единство системы госрегулирования и контроля за ходом его реализации. Зачастую центр тяжести в регулировании ВЭД переносится с методов административного порядка на экономические методы. Кроме того, государство должно обеспечивать равенство между всеми участниками внешнеэкономической деятельности.
Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством использования двух методов:
- тарифных;
- нетарифных.
Основным методом, при помощи которого российское государство регулирует сферу внешней торговли, выступает таможенно-тарифное регулирование, выполняющее две основные функции – протекционистскую и фискальную. Его основными элементами выступают таможенные тарифы, таможенное декларирование, товарная номенклатура ВЭД и таможенная процедура. К категории нетарифных мер государственного регулирования относятся таможенные и административные формальности, меры прямого ограничения и специальные защитные методики.
Так или иначе, в систему государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включаются следующие элементы: законодательная правовая база регулирования, государственное программирование ВЭД, организационная структура регулирования, сертификация импортных товаров, лицензирование и квотирование внешнеторговых сделок, регистрация экспортных контактов, валютно-кредитное и таможенное регулирование ВЭД, а также обязательная экспертная оценка цены и качества экспортных товаров.
Управление внешнеэкономической деятельностью РФ на уровне государства
Согласно действующему строю система органов государственной власти в России включает в себя три ветви. В частности речь идет о законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти.
Законодательная власть специализируется на принятии законов, в том числе и в сфере внешнеэкономической деятельности. Эти законы могут носить как общеэкономический характер (акциз, налоги НДС и пр.), так и касаться непосредственно ВЭД (например, Закон о таможенном тарифе). Помимо законов государством издаются различного рода Указы Президента, Постановления Правительства и пр.
Исполнительная ветвь власти включает в себя Президента и Правительство РФ, включая Министерства. Основными министерствами, так или иначе задействованными в сфере регулирования внешнеэкономической деятельности, могут быть отнесены Министерство экономического развития и торговли, Федеральная таможенная служба, Министерство финансов и пр. Их основные задачи сконцентрированы вокруг разработки и реализации внешнеэкономической политики России, координировании и регулировании ВЭД согласно решениям высших органов власти, разработке прогнозов платежного и внешнеторгового баланса, определении объемов экспортных поставок и пр.
Судебная ветвь власти, применительно к сфере внешнеэкономической деятельности, призвана защищать права и интересы отечественных и зарубежных участников ВЭД. Суд является независимым и подчиняется лишь закону.