СМИ
Средства массовой информации (СМИ) - это органы передачи информации, использующие для этого технические средства.
СМИ сегодня подразделяются по ряду признаков, например, по территории распространения они могут быть транснациональными, национальными, региональными, местными. Печатные и аудиовизуальные СМИ чаще всего действуют в регионах. Это связано с тем, что местные СМИ находятся ближе к простым людям, поэтому могут в более полном объеме учитывать пожелания зрителей и слушателей.
Аудитория СМИ так же классифицируется на общую и специализированную. Понимание целевой аудитории и ее требований является основой успеха любых средств массовой информации. Социологические исследования показали, что далеко не всегда работники СМИ имеют четкое реальное представление о требования и интересах жителей города или региона, где они работают.
Позиция СМИ относительно действующего законодательства подразделяет их на легальные и нелегальные. Есть также квазилегальные СМИ, которые не запрещены законом, но одновременно и не разрешены им. Перевод СМИ в нелегальные обычно происходит тогда, когда они начинают злоупотреблять свободой слова.
Средства массовой информации ориентированы на зрителя или слушателя, поэтому большое внимание в данной сфере уделяется специфике стиля и оформления. Работники средств массовой информации ориентируются на проблематику, интересующую аудиторию. «Желтые» СМИ отдают предпочтение развлекательному контенту, материалам сенсационного характера.
СМИ могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:
- периодичность,
- распространенность,
- тираж,
- формат,
- объем,
- оперативность предоставления информации.
Формат СМИ подразделяет все средства информации на печатные, аудиовизуальные, информационные. Особое внимание сегодня уделяется среде Интернет. Однако между исследователями нет единого мнения относительно того, является ли журналистика в виртуальной среде соответствующей критериям деятельности СМИ или нет.
СМИ в Китае
Основным телевещателем на территории Китая является Центральное телевидение. Оно было основано в 1958 году. Владельцем его является Государственное управление радио, кино и телевидения. Центральное телевидение представлено телеканалами, посвященными финансам, искусству, развлечениям, споту, кино, национальной обороне, общественным и правовым отношениям. Есть каналы детского вещания, музыкальные каналы и каналы сельскохозяйственной тематики. Помимо бесплатного вещания на государственном телевидении существуют платные каналы.
Радио в Китае тоже является национальным. Государственная радиоорганизация Китая была создала еще в 1940 году. Национальные радиостанции ориентированы на трансляцию музыки, бизнес-новостей. Помимо национального вещания радиостанции Китая работают на международное пространство, причем вещание проводится на мандаринском и кантонском диалектах, а также на эсперанто. В каждом регионе вещание ведется на самом распространенном в нем языке.
Печатные СМИ Китая представлены национальными и международными газетами, например, официальным печатным изданием Центрального комитета Коммунистической партии КНР является газета «Жэньминь жибао». Она выпускается на разных языках. Это одна из самых влиятельных газет КНР.
Правящая партия Китая осуществляет контроль СМИ. Основными темами, которые подпадают под цензуру, являются политика, обсуждение действий запрещенных организаций, сплетни, пропаганда и коррупция.
Закон о СМИ в Китае
Более 10 партийных и государственных органов Китая осуществляют надзор за информацией. Ответственными органами являются Главное государственное управление по делам радио и телевидения, а также Отдел пропаганды ЦК КПК. Они создают специальные рекомендации для средств массовой информации. Довольно часто государство запрещает неугодные книги. В последнее время особое внимание уделяется информации в Интернете.
В КНР была создана одна из самых действенных систем фильтрации в мире. Каждый сайт, к которому внутренние пользователи страны получают доступ, проходит проверку и предварительную регистрацию. Любые иностранные сайты проходят специальный централизованный фильтр, называемый «Золотой щит». Эта система включает в себя несколько подсистем, среди них:
- Система управления безопасностью.
- Система информирования о правонарушениях.
- Система контроля на выход и на ввод.
- Информационная система мониторинга.
- Система управления трафиком.
Для СМИ КНР имеют значение следующие положения Конституции: возможность пользоваться свободой слова, печати, собраний, процессий и демонстраций и наличие у граждан страны права на критику любого органа власти. Положение о раскрытии правительственной информации дает возможность СМИ получать государственную информацию.
Закон «О защите государственной тайны» говорит о том, что граждане страны должны хранить государственную тайну. Это положение закреплено и в Конституции КНР. Закон касается, в том числе, СМИ, так как обязует их соблюдать соответствующие меры безопасности, чтобы не допустить утечки государственной тайны.
Клевета в китайском законодательстве - это одновременно уголовное и гражданское нарушение. Исследователи китайской цезуры отмечают, что государство смягчает требования к СМИ, переходит от командно-административного управления к реализации информационной политики. Однако подчинение центральной власти остается основным инструментом регулирования деятельности средств массовой информации. Существует мнение, что необходимо вносить поправки в действующие нормативно-правовые акты с целью предоставления гражданам страны тех прав и свобод в сфере информации, которые закреплены в Конституции.