Международные организации в системе международных отношений
Международные организации – это объединения межгосударственного или негосударственного характера, создаваемые на основе соглашений.
В современной системе международных отношений международные организации принято делить на два типа – межгосударственные (межправительственные) и общественные (неправительственные, негосударственные). В первом случае речь идет об объединении непосредственно самих государств иди их институтов на основе международных договоров между странами или их уполномоченными институциями. Во втором случае членами объединения могут выступать субъекты из разных стран и зарегистрированные в государстве, законодательство которого дает возможность иностранным юридическим и физическим лицам создавать общественные организации. Территория их деятельности определяется уставом организации.
В процессе своей деятельности международные организации государственного и негосударственного типа принимают определенные решения, представляющие собой ни что иное, как волеизъявление стран-участниц в компетентных органах согласно правилам процедуры и положениям Устава организации. Итоговые документы и акты международных организаций могут иметь не просто разноплановый характер, но и различную юридическую силу.
Если рассматривать принимаемые международными организациями решения с точки зрения самого процесса нормотворчества, то условно их можно подразделить на два типа (обязательные и рекомендательные), но об этом мы поговорим позже. В зависимости от своего содержания и политико-правовой значимости принимаемые международными организациями итоговые документы и заключительные акты могут самостоятельно выступать в качестве источников международного права.
Свою правотворческую деятельность современные международные организации могут осуществлять в двух основных формах:
- непосредственно само правотворчество как таковое;
- вспомогательная роль в правотворческом процессе государств.
В теории международного права сегодня принято выделять три ключевых вида непосредственно самой правотворческой деятельности международных организаций. В общем виде они представлены на рисунке 1, не станем останавливаться на них более подробно.
Рисунок 1. Основные виды правотворческой деятельности современных международных организаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как показывает практика, особенности правотворческой деятельности международных организаций оказывают непосредственное влияние на юридическую силу принимаемых ими решений.
Определение юридической силы решений международных организаций
Определяют юридическую силу решений международных организаций непосредственно их учредительные документы. По своему характеру они условно могут быть подразделены на два типа:
- имеющие обязательный характер;
- имеющие рекомендательный характер.
Совбез ООН может принимать юридические акты двоякого рода. С одной стороны, это могут быть рекомендации, представляющие собой акты, предусматривающие определенные процедуры и методы, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия. С другой стороны, речь идет о юридически обязательных решениях, выполнение которых обеспечивается принудительной силой все стран-участниц ООН. На сегодняшний день основной формой обязательных решений и рекомендаций, принимаемых Советом Безопасности ООН, выступают резолюции. В общей сложности их принято более 700. В последнее время все более заметную роль начинают играть заявления председателя Совета Безопасности ООН.
Стоит отметить, что рекомендательные резолюции нередко превращаются в первоначальные правила, впоследствии становящиеся обычными нормами общего права. Декларированные положения рекомендательных резолюций включаются в международной право, трансформируясь в договорные нормы. Так, например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли важнейшую роль в формировании комплекса договоров по правам человека и Договора о нераспространении ядерного оружия. Справедливо относить сказанное и к специализированным учреждениям ООН. Кроме того, резолюции ООН могут сопровождать открываемые для подписания международные договора, по вступлении в свою силу являющиеся полноценными источниками международного права.
Помимо прочего к числу источников международного права также относят обязательные нормативные резолюции международных организаций. Все вопросы касаемо юридической силы постановлений, принимаемых органами международных организаций, могут иметь ту или иную силу для членов этой организации.
Постановления, принимаемые органами организации, по своей природе не одинаковы – чаще всего они определяются их обязательной силой. Основными видами постановлений считаются решения, обладающие обязательной юридической силой, и рекомендации. Решения, как правило, принимают по процедурным вопросам, будь то, например, распределение расходов между членами, распределение средств по направлениям деятельности, прием или исключение из числа членов организации и пр. Стоит отметить, что для всех стран-членов решения, принимаемые по таким вопросам, являются обязательными к исполнению во всех организациях (межгосударственных и неправительственных).
Что же касается постановлений, принимаемых по уставным вопросам деятельности международных организаций, затрагивающих отношения стран-членов с организацией или между собой в соответствии с предметом деятельности международной организации, то их юридическая сила определяется характером международной организации (так, например, рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН в адрес ЭКОСОС имеют характер обязательных указаний), а также волеизъявлением стран в части признания данных постановлений международных организаций в качестве обязательных для исполнения, т. е. имеющих статус международно-правовой или иной нормы.