Вопрос вступления Турции в Европейский Союз
Евроинтеграция Турции – это процесс правовой, политической, экономической и производственной интеграции (вхождения) Турецкой Республики в состав Европейского Союза.
С точностью сказать, когда Турция встала на путь вхождения в Евросоюз, довольно сложно. Процесс вестернизации страны был начат еще в XIX веке, в период Османской империи и активно продолжался все последующие годы. Турция на протяжении многих лет демонстрирует политическую волю и желание участвовать во всех значительных событиях и интеграционных процессах в послевоенной истории Европы:
- В 1952 году страна вступила в НАТО;
- В 1953 году турецкие солдаты были направлены в Корею, а сама страна получила членство в Совете Европы и Организации экономического сотрудничества и развития.
В 1959 году Турция одной из первых проявила желание присоединиться к новой европейской интеграционной инициативе. Уже через полгода после создания ЕЭС страна направила запрос на вступление в эту организацию. Спустя 4 года, в 1963 году был подписан Анкарский договор (Договор об ассоциации), который впоследствии превратился в рамочный документ во взаимоотношениях между Турцией и ЕЭС, а позже – и ЕС. Согласно этому договору предусматривалось три стадии интеграции (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные стадии интеграции Турции в Европейский Союз. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 1996 году соглашение о свободное торговле между Турцией и Евросоюзом было трансформировано в создание Таможенного союза. Таким образом, завершено два начальных интеграционных этапа. К полноправному членству в Европейском Союзе Турция не пришла до сих пор. Эксперты считают, что для Турции членство в ЕС до сих пор остается отдаленной перспективой.
Проблемы вступления Турции в Европейский Союз
В настоящее время сферы торговли товарами между Турцией и Европой, которая, кстати сказать, получает свыше половины всего турецкого экспорта, тесно связаны. Турецким правительством также были приняты внешние тарифы и некоторые законы, способствующие облегчению конкуренции. Несмотря на это между Турцией и Европой сохраняется множество торговых барьеров. Так, например, сельскохозяйственная продукция, составляющая до 15% турецкого экспорта, все еще исключена из соглашений о свободной торговле.
К числу основных проблем, которые Евросоюз считает ключевыми препятствиями на пути вступления Турции в ЕС, относятся:
- полуавторитарная политическая система страны с высокой долей военных, которые периодически вмешиваются в политические процессы посредством запрета «угрожающих государственной безопасности» партий или государственного переворота;
- недемократическое гражданское общество, в котором нарушаются права и свободы человека;
- нелиберальность юридической системы, частью которой являются пытки.
Вплоть до середины 1980-х годов правящие круги Турции не проявляли особого энтузиазма в вопросах проведения в стране фундаментальных реформ, способных приблизить ее к вступлению в Евросоюз. Стоит отметить, однако, что сегодня Турция со своей стороны прилагает определенные усилия по борьбе с выше названными проблемами и проявляет политическую волю в вопросах исполнения вступительных требований ЕС.
В настоящее время, несмотря на все усилия турецких властей, ключевой проблемой, которая осложняет и замедляет переговорный процесс по интеграции Турции в ЕС, считается несоответствие политической, судебной и экономической систем Турции требованиям, предъявляемым Европейским Союзом к кандидатам на вступление. Чтобы добиться успехов в переговорах о вступлении Турции в Евросоюз, властям необходимо серьезно либерализовать политическую и экономическую сферы, в то время как стабильность и демократия необходимы для продолжения интеграции.
К числу прочих вопросов, осложняющих и в значительной мере тормозящих переговорный процесс между Турцией и ЕС относятся Кипрский вопрос, проблема признания Турцией геноцида армян во времена Османской империи в 1915 году, а также «евроскептицизм».
Перспективы вступления Турции в Европейский Союз
Вопрос вхождения Турции в Европейский Союз сегодня волнует многих. При этом мнения экспертов разделяются на два лагеря, а среди них выделяются сторонники и противники.
Одни выступают за интеграцию и считают, что членство Турции в ЕС будет способствовать укреплению положения Европы как мощного стратегического игрока, особенно, если учесть, что вооруженные силы Турецкой Республики являются вторыми по величине в НАТО. Кроме того, вступление Турции в Евросоюз позволит стабилизировать ситуацию в Черном море и Восточном Средиземноморье, где Турции отводится огромное влияние как в политической, так и в экономической сфере. Также следует понимать, что Турция обладает богатым прошлым и имеет уникальное географическое положение на стыке различных религий и культур, что может быть полезно при выстраивании диалога христианской Европы с собственным мусульманским меньшинством.
Вторые выступают против евроинтеграции, утверждая, что современная политика Эрдогана наряду с решающей ролью, которую играет армия в судьбе страны, несут в себе угрозу для всего европейского сообщества. Во главе оппозиции выступают главы Германии и Франции. Именно они утверждают, что турецкое законодательство еще не готово для такого решительного шага, а в самой стране не соблюдаются ключевые принципы либеральной демократии.
В настоящее время перспективы вступления Турции в ЕС не ясны. Говорить о конструктивном диалоге между сторонами не приходится. В то же время, очевидно, что, несмотря на все множество препятствий, осложняющих для Турции процесс евроинтеграции, существуют и объективные преимущества, которые получит Евросоюз от принятия Турции в свои члены. Обе стороны сегодня (и Турция, и Европейский Союз) глубоко заинтересованы в продолжении переговоров и их успешном завершении. Как и когда Турции удастся вступить в ряды членов Евросоюза, покажет лишь время.