Страны дальнего зарубежья и отношения России с ними
Страны дальнего зарубежья – это государства, никогда не входившие в состав Советского Союза.
Само понятие дальнего зарубежья по отношению к России возникло лишь после распада Советского Союза. Сегодня этот термин официально используется для обозначения стран, которые не относятся к категории ближнего зарубежья. Иначе говоря, это все страны, не вошедшие в состав Содружества Независимых Государств. К «дальнему зарубежью», вопреки географии, относятся даже те страны, которые имеют с Россией общую границу – Монголия, Китай, КНДР, Польша, Норвегия, Финляндия, а в некоторых случаях и страны Балтии (Эстония, Литва, Латвия).
Таким образом, в состав стран, относящихся к дальнему зарубежью по отношению к России, входит довольно много государств. Ключевую роль среди них играют:
- Китайская Народная Республика;
- Индия;
- страны Евросоюза;
- Япония и Корея;
- Северная Африка и Ближний Восток;
- государства Латинской Америки и Карибского бассейна.
На сегодняшний день страны дальнего зарубежья выступают основными торговыми партнерами России. На их долю приходится большая часть товарооборота нашей страны на мировом рынке. Лидирующие позиции среди них отводятся странам-членам Европейского Союза, в частности таким как Германия, Италия и Нидерланды. В рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества лидирующие позиции отводятся Китаю, США, Корее и Японии.
Крупнейшим внешнеторговым партнером нашей страны выступает Китай. Индия является одним из наиболее быстро развивающихся торговых центров мира. Страны Евросоюза для России считаются важным источником инвестиций. В Корее и Японии наша страна находит важные технологии. Ближневосточный и североафриканский рынок для России является довольно емким с точки зрения ввоза туда российской техники. Страны латиноамериканского региона и Карибского бассейна рассматриваются нами в качестве источника различного рода сельскохозяйственных и природных ресурсов.
Страны дальнего зарубежья также выступают в роли главных импортеров оборудования, продукции автомобильной и машиностроительной отраслей, продовольственных товаров и услуг. Большая доля российского экспорта нефти приходится на страны дальнего зарубежья. В последние годы Россия стремится к установлению со странами дальнего зарубежья взаимовыгодных экономических отношений.
Основы двустороннего экономического торгового сотрудничества России со странами дальнего зарубежья
По итогам 2020 года общий внешнеторговый оборот Российской Федерации со странами дальнего зарубежья составит порядка 461,8 млрд. долл. США, в том числе:
- импорт – 188,9 млрд. долл. США;
- экспорт – 272,9 млрд. долл. США.
В целом за прошедший год внешнеторговый оборот между странами сократился на 15,7%. При этом наиболее быстрыми темпами снижался экспорт - за год его величина сократилась на 22,25%. Объемы импорта при этом снизились лишь на 4,11%. Общая картина внешней торговли Росси со странами дальнего зарубежья за прошедший год представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Итоги внешней торговли РФ со странами дальнего зарубежья за 2020 год. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Товарная структура внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья показывает противоречивые результаты. Нередко снижение стоимостных объёмов экспорта сопровождается ростом поставок в физическом выражении.
В настоящее время Россия имеет положительное внешнеторговое сальдо со многими странами Америки, Азии, Европы, Африки, Ближнего Востока и Австралией. Ключевыми торговыми партнерами России на сегодняшний день выступают такие страны, как Китай, Германия, Великобритания, Франция, Финляндия, Нидерланды, Чехия, Польша, Италия, Турция, Корея, Индия, Египет.
В большинстве стран этих регионов Россия реализует крупные государственные проекты и программы, нацеленные на развитие и модернизацию отдельно взятых отраслей экономики, таких как добыча полезных ископаемых, машиностроение, энергетика, сельское хозяйство и транспортная инфраструктура. Все это в значительной степени предопределяет интерес к выходу на данные рынки российских компаний, которые имеют необходимую востребованную продукцию, технологии и компетенции.
В настоящее время одной из ключевых задач, стоящих перед правительством Российской Федерации, выступает создание условий, благоприятных для работы российских деловых структур в странах дальнего зарубежья. Ключевыми составляющими этой работы выступают:
- совершенствование и развитие нормативно-правовой базы;
- проработка двусторонних стратегий сотрудничества;
- нахождение и снятие барьеров и ограничений в торговле;
- решение «точечных» проблемных вопросов в интересах российского бизнеса;
- реализация международных мероприятий.
В настоящее время в качестве универсального механизма постоянного взаимодействия России с иностранными партнерами в торгов-экономической сфере и одного из средств сопровождения проектов российских экономических операторов выступает деятельность межправительственных комиссий по научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству (сокращенно – МПК). На сегодняшний день Департаментом развития двустороннего сотрудничества обеспечивается функционирования секретариатов 87 МПК. По итогам 202 года в общей сложности было проведено 4 заседания МПК (из них 2 – высокого уровня) и порядка 30 встреч сопредседателей МПК. За первые пять месяцев 2021 года прошло 2 заседания МПК и 11 встреч сопредседателей МПК.
В целом справедливо говорить о том, что сотрудничество Российской Федерации со странами дальнего зарубежья развивается планомерно и закономерно, затрагивая, в том числе, сферу международной интеграции. К числу основных интеграционных объединений со странами дальнего зарубежья, в которых принимает участие Россия, можно отнести БРИКС, ШОС и АТЭС. В то же время не следует забывать и о наличии определенных политических трудностей во взаимоотношениях между Россией и странами дальнего зарубежья. Несмотря на это, они, однако, по-прежнему остаются главными партнерами.