Внешняя политика государства: сущность понятия
Внешняя политика государства – это комплекс взаимоотношений, деятельности на международной арене исследуемой страны с различными государствами в интересах такой страны.
Основными задачами реализации внешней политики является:
- увеличение авторитета государства на международной арене;
- защита национальных интересов государства (повышения материального и духовного уровня жизни, обеспечение безопасности населения, недопустимость вмешательства во внутренние дела страны других государств;
- защита территориального суверенитета страны;
- гарантия всесторонней безопасности страны и ее населения.
Особенности внешней политики Российской Федерации на современном этапе
На современном этапе развития внешняя политика РФ стремительно развивается и меняется и на сегодняшний день обладает рядом особенностей:
- глобальное изменение внутренней и внешней политики, что прежде всего связано с распадом Советского Союза, правопреемником которого и стала Российская Федерация. В состав Советского Союза входило 15 независимых республик, авторитет на международной арене СССР был достаточно высок, после распада Советского Союза позиции Российской Федерации значительно ослабли;
- после распада Советского Союза Россия нуждалась в серьезных изменениях, которые были реализованы посредством осуществления реформ как в экономической, так и политической жизни. В связи с проведением большого количества реформаций внешней политике стало уделяться гораздо меньшее значением, чем внутренней;
- также после распада СССР в России начали возникать межнациональные конфликты, в т. ч. военные (например, события в Чеченской республике, Южной Осетии), что также значительно отвлекало внимание руководства государства от внешнеполитических действий;
- наличие у России ядерного оружия выступает как в роли фактора, который значительно влияет на мировую ситуацию и позволяет поддерживать существующий авторитет России на международной арене.
Среди наиболее важных составляющих внешней политики РФ можно выделить:
- интеграционная составляющая. В рамках этого элемента был создан Евразийский Экономический Союз, в состав которого вошли большинство стран бывшего Советского Союза;
- развитие ШОС и БРИКС. Сотрудничество государствами БРИКС создает достаточно серьёзную альтернативу влиянию Запада на мировую политику;
- политика в отношении ООН. ООН на в настоящее время является единственным надежным регулятором международных отношений, при этом на решения ООН РФ может оказывать влияние, так как имеет там «кресло».
Прогноз и рекомендации в отношении внешнеполитической ситуации
На сегодняшний день очень сложно точно спрогнозировать внешнеполитическую обстановку в мире, так как некоторые ситуации, происходящие на международной арене, могут кардинально менять действующую обстановку. Поэтому, рассуждая о прогнозах внешнеполитической деятельности Российской Федерации, можно говорить лишь о возможных сценариях развития событий.
Если говорить о краткосрочной перспективе внешнеполитических отношений Российской Федерации с государствами Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, то в качестве детерминирующего фактора развития отношений между странами, будет служить развитие ситуации на востоке Украины. Уже имеющийся опыт мирного решения военных конфликтах во многих странах показал, что видение будущего у участников конфликта значительно различаются, в связи с этим продолжение вооруженного конфликта больше, чем просто вероятно. Возможна реализация таких сценариев как сценарий эскалации и сценарий замороженного конфликта.
Стоит отметить, что второй вариант является наиболее оптимальным для Российской Федерации, так как имеет долгосрочную перспективу, однако на отношения России и стран Европейского союза, США такое развитие в значительной мере не повлияет.
Если говорить о южном направлении внешней политики Российской Федерации, то, к сожалению, ситуация, скорее всего, останется стабильно напряженной. Война с террористическими государства типа ИГИЛ, как и любые военные конфликты на Ближнем Востоке, не характеризуется быстрым окончанием. Существует опасность, что нестабильность Ближнего Востока может выйти за рамки Сирии и распространится на такие регионы, как Северный Кавказ, Закавказье. Таким образом, Российской Федерации стоит озаботиться об укреплении своих границ, обеспечении их безопасности.
В ближайшее время в регионах Центральной Азии значительных изменений не ожидается, однако, возможна смена политических режимов, в таких государствах как Узбекистан, Таджикистан, где лидеры государств находятся на своих постах достаточно длительный период времени (с 90-х годов XX века). В связи описанными выше обстоятельствами Российской Федерации необходимо быть готовой к значительному ухудшению ситуации в Центральной Азии, возникновению новых вспышек геополитической нестабильности, увеличению уровня влияния исламизма. Возможно, что в долгосрочной перспективе будут увеличиваться трения, непосредственно связанные с вопросами ограниченности водных ресурсов, при этом стоит учитывать агрессивную риторику Узбекистана и приостановке членства этого государства в ОДКБ, что в дальнейшем может привести к вооруженному конфликту. В связи с этим Российской Федерации стоит приложить достаточно большие усилия, в очередной раз примерить роль посредника и миротворца, чтобы предотвратить возникновение новых очагов конфликтов.
Резкое ухудшение отношений Российской Федерации с западными странами уже на сегодняшний день приводит к сближению России и Турции. Турция, так и была включена в состав Европейского Союза, и на сегодняшний день активно позиционирует себя как лидер на Ближнем Востоке. В то же время Россия, как один из экономических партнеров, Турции может оказать ей существенную как экономическую, так и политическую поддержку. В качестве примера сближения двух стран может служить реализация таких проектов как «Турецкий поток».