Внешнеэкономическая безопасность
Внешнеэкономическая безопасность страны – это устойчивое к внешним и внутренним угрозам состояние экономики, которое позволяет поддерживать экономический рост и развитие.
Внешнеэкономическую безопасность страны рассматривают в нескольких основных направлениях. Прежде всего, это движение товаров и сырья, которые обеспечивают сырьевую и продовольственную безопасность. Также необходимо отслеживать движение интеллектуальной собственности и финансовых ресурсов, чтобы поддерживать информационную безопасность и финансовую стабильность внутренней системы. Эффективность обеспечения внешнеэкономической безопасности оценивается с помощью заранее определенной системы показателей и выбранных критериев.
Обеспечение экономической безопасности РФ включает в себя:
- Контроль состояния внешнего государственного долга.
- Диверсификацию экспорта.
- Снижение зависимости от импорта.
- Участие в международной производственной кооперации.
- Поддержание высоких результатов во внешней торговле.
- Контроль над утечкой капитала.
Сегодня текущее положение внешнеэкономической безопасности России зависит от состояния ее производственной сферы, российского банковского сектора и фондового рынка. Производственная сфера определяется доступностью кредитов, инвестиционных ресурсов, уровнем иностранной конкуренции, развитием науки и техники, поддержкой отечественных производителей, уровнем коррупции, особенно в государственных органах, состоянием системы защиты прав собственности, в том числе, интеллектуальных.
Состояние финансовой системы также влияет на внешнеэкономическую безопасность. С помощью стабильной внутренней денежной системы стране удается удерживать независимость от внешнего финансирования. В России существует стабилизационный фонд, средства которого используются для выхода из различных кризисных ситуаций. Фондовый рынок страны является индикатором любых положительных или негативных изменений во внешнеэкономических отношениях, он также привлекает внешние прямые инвестиции. К сожалению, противоречивость российского законодательства усложняет участие внешних инвесторов в экономике страны.
Угрозы внешнеэкономической безопасности России
Россия является активным участником мирохозяйственных отношений. Но как и любая страна, РФ сталкивается с рядом угроз, которые влияют на ее доходы и на ее внешнеэкономические связи. Стоит отметить, что каждое государство ищет определенную выгоду в установлении хозяйственных отношений. Поэтому противодействие угрозам не должно мешать реализации целей и задач в сфере внешнеэкономических отношений. Под угрозой понимается совокупность условий и факторов, которые создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам. В России действует Стратегия экономической безопасности, которая распространяется и на внешнеэкономические отношения.
Среди наиболее серьезных угроз отмечают:
- Стремление развитых государств использовать свои преимущества в глобальной конкуренции.
- Усиление дисбаланса в мировой экономике.
- Использование санкций и дискриминационных мер в отношении ключевых секторов российской экономики.
- Рост числа конфликтов в зонах экономического интереса России.
- Усиление колебаний на мировых рынках.
- Изменение структуры спроса на энергоресурсы, которые приносят основной доход экономике страны.
Финансовая система России показал свою уязвимость перед международными вызовами и кризисами. Страна не может привлечь достаточное количество инвестиций для модернизации и внедрения новейших технологий. Этому мешают геополитические конфликты, которые существуют между странами на сегодняшний день.
Укрепление возможностей противостояния угрозам внешнеэкономической безопасности России
В начале 90-х, когда распался СССР и была создана Российская Федерация, основой укрепления внешнеэкономической безопасности стало преодоление экономического кризиса. В 1996 году была утверждена первая Стратегия экономической безопасности страны. Ее целями были обозначены:
- Защита интересов граждан.
- Защита общества и государства от внешних и внутренний угроз.
Наступление 21 века положило начало созданию единого экономического пространства. Политическая стабильность РФ росла, экономика России стала привлекательной для инвесторов. Совет Безопасности РФ стал предпринимать активные шаги по укреплению военной мощи. Мировой финансовый кризис вновь подкосил и без того неокрепшую хозяйственную систему страны. Стало очевидным, что обретение стабильности и экономической независимости возможно только при диверсификации источников доходов во внешнеторговых отношениях.
Россия продолжает оставаться сырьевой страной, которая продает нефть, газ, цветные и черные металлы и другие полезные ископаемые практически в необработанном виде.
Укрепление положения России при построении внешнеэкономических связей происходит и за счет расширения полномочий регионов. Они могут самостоятельно выходить на международный уровень, в пределах своих полномочий осуществлять экономическую деятельность.
Развитие регионов остается одним из приоритетных направлений. Россия является огромной страной, поэтому решить проблемы на национальном уровне порой бывает сложно. Переход к региональному решению задач позволяет достигать поставленных правительством целей более эффективным способом.
Стратегия экономической безопасности РФ периодически обновляется и дорабатывается. На сегодняшний день действует стратегия до 2030 года. В ней перечислены основные вызовы и угрозы безопасности РФ, а также определены механизмы и способы решения поставленных задач.