Транстихоокеанское партнерство (ТТП) – это крупный американский проект создания зоны свободной торговли нового типа, пересматривающей и углубляющей правила, используемые в ВТО.
История создания и особенности ТТП
Транстихоокеанское партнерство было создано в 2003 году тремя странами – Сингапуром, Новой Зеландией и Чили как зона свободной торговли в рамках правил ВТО. В 2005 году к соглашению присоединился Бруней. На данном этапе свое существования организация осталась незамеченной мировым сообществом. Однако в 2008 году интерес к ТТП проявляет американское руководство и инициирует новый этап переговоров, предполагающий масштабное реформирование организации, как по составу, так и по условиям. К 2013 году переговоры о соглашении велись уже между 12-ю странами-участницами:
- США,
- Сингапуром,
- Японией,
- Чили,
- Новой Зеландией,
- Брунеем,
- Вьетнамом,
- Австралией,
- Перу,
- Малайзией,
- Мексикой,
- Канадой.
Переговоры носили интенсивный и закрытый характер, с 2010 по 2013 год прошло не менее 19 раундов. Вся сложность с которой происходили переговоры была связана с торговыми противоречиями стран-участниц, их стремлением обеспечить лучшие условия для собственного экспорта, и в тоже самое время защитить собственного производителя от конкурентных товаров партнеров. Однако к 2015 году договоренности были достигнуты, а 4 февраля 2016 года соглашение было подписано участниками.
Эксперты оценивают ТТП как уникальный проект, создание мега-ЗСТ, очерчивающий перспективы дальнейшего развития ВТО. Соглашение ТТП предполагают не только 100% отмену таможенных пошлин на импортируемые товары, но также серьезное международное регулирование законодательства и политики стран-участниц в областях авторского и патентного права, сельского хозяйства, трудового законодательства, инвестиций, санитарных и фитосанитарных норм, контроля качества, которые должны были подтягиваться до американского уровня многими странами тихоокеанского региона. По степени регламентирующего воздействия на внутреннюю политику и законодательства, ТТП значительно глубже, чем принятые в настоящее время соглашения ВТО.
Кроме того, существенной особенностью Транстихоокеанского партнерства выступают серьезные различия в экономическом развитии, а также политических режимах стран, вступивших в него. Предполагалось, что данный проект сильно усилит американские позиции азиатско-тихоокеанском регионе, в его положениях сильно отражаются идеи закрепления американских норм и преимуществ.
Мотивы создания ТТП и выхода из него США
Несмотря на все приложенные администрацией Б. Обамы усилия для реализации проекта ТТП, в 2017 году, после выборов Д. Трампа, США вышли из Транстихоокеанского партнерства, что в свою очередь спровоцировало новую волну переосмысления целей и задач организации, причин ее создания и выхода США из проекта.
ТТП, как и ТТИП (Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство) – два крупных проекта США, развиваемых в рамках политики глобализации и либерализации торговли, развития системы международного разделения труда, расширения и защиты внешних рынков для американской продукции. Одной из причин их создания стало беспокойство американских элит, связанное с ростом экономической мощи и торговой экспансии Китая, который смог составить конкуренцию американским товарам на мировом рынке.
Необходимость конкурировать с Китаем на равноправных условиях, предполагаемых соглашениями ВТО, была расценена США как «несправедливая и недемократическая», в связи с чем были запущены проекты по созданию масштабных зон свободной торговли ТТП и ТТИП, которые позволили бы получить США преимущества в обход принципа «преимущественной нации» закрепленного в ВТО.
По оценкам экспертов полнокровная реализация проектов ТТП и ТТИП придала бы новый толчок развитию глобальной торговли и либерализации экономик, стало бы основой для реформирования всей системы ВТО. При этом преимущественная направленность данных проектов против торговой экспансии Китая, оспаривается как американскими, так и китайскими экспертами, которые отрицают их реальную возможность оказать негативное влияние на рост китайской экономики, и подчеркивают их модернизационный потенциал.
Однако на ряду с либерализацией, начиная с 2008 года, в крупных странах мира, включая США набирает значительную популярность протекционистская модель экономики, по протяжении последнего десятилетия, ведущими странами было принято множество протекционистских мер, в частности, высокие таможенные тарифы в США на китайские товары. Решение администрации Д. Трампа о выходе их ТТП и сворачивании активности в сфере ТТИП, является логическим продолжением данных тенденций.
Участие в ТТП повлекло бы за собой негативные последствия для некоторых секторов американской экономики, в частности для автомобилестроения, в связи с конкуренцией более дешевых японских и мексиканских автомобилей, в то время как рост ВВП от участия в организации оценивался в 0,43% за 10 лет.
Латиноамериканские страны и ТТП
Из всех латиноамериканских стран в ТТП участвуют лишь три – Мексика, Перу и Чили. До тех пор, пока США находились в рамках проекта, среди стран Южной Америки складывалась неравная ситуация, связанная с различными условиями доступа их товаров на американский рынок.
Выход США из соглашения в 2017 году перевернул ситуацию. С одной стороны позиции латиноамериканских стран, не участвовавших в ТТП улучшились, так как они получили равные возможности для взаимодействия с США, в том числе в рамках заключения двусторонних договоренностей, с другой стороны экономики Мексика, Перу и Чили оказались в рискованном положении, поскольку их перспективы развития были связаны с эффективной либерализацией рынка и углублением разделения труда, в то время как главный партнер покинул соглашение. С другой стороны, лидерами Транстихоокеанского партнёрства стали Япония и Сингапур – страны с менее емким рынком чем у США, но не уступающие ему на по наукоемкому и инвестиционному потенциалу.