Понятие и основы этики трудовых отношений
Трудовая этика (или этика трудовых отношений) – это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека в труду и своему профессиональному долгу.
В основе трудовой этики лежит нравственных отношений, формируемых в трудовой сфере. Иначе говоря, это отношение людей к труду, запечатленное в комплексе моральных норм и ценностей, воплощенное в образцах и категориях культуры и выраженное в человеческом поведении в сфере трудовой деятельности. В определенном смысле трудовая этика определяет отношение человека к:
- труду;
- времени;
- профессии;
- богатству и бережливости.
Основные составляющие трудовой этики в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые компоненты трудовой этики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под ценностями обычно понимаются обладающие относительно постоянной привлекательностью для человека наиболее обобщённые оценки фундаментальных принципов и основных жизненных целей. Права служат требованиями, позволяющими личности иметь определённое пространство для действия. Обязанности же представляют собой некоторые обязательства, принимаемые на себя субъектами трудовых отношений. Правило выступают основными регуляторами трудовых отношений. Взаимоотношения между работниками и организацией строятся на основе моральных норм.
Сама трудовая этика и ее проблемы могут рассматриваться на трех уровнях – общественном, организационном и индивидуальном.
В разных культурах отношения между руководителем и работниками строятся по-своему, с присущей национальной культуре спецификой и особенностями. Каждое государство в системе международных отношений обладает своей идентичностью; любая нация имеет собственный менталитет, обычаи, традиции, правила поведения и собственный деловой и трудовой этикет. Это стоит принимать во внимание в рамках реализации международных отношений в экономической сфере, дабы не попасть впросак при работе с иностранными партнерами и коллегами. То, что принято в одной стране, в другом государстве может оказаться совершенно неприемлемо. Рассмотрим особенности трудовой этики на примере Китая и Европы более подробно.
Трудовая этика китайцев
В Китае трудовая этика имеет свои особенности. Так, например, руководитель в этой стране спокойно может говорить сотруднику самое нелицеприятное. Здесь принято довольно жестким образом требовать от подчиненных нормального исполнения работы. В случае необходимости допускается привлечение работников к доставке оборудования, уборке и иным видам несвойственных для них в силу занимаемой должности работ.
В том случае, если сотрудник не справляется с работой, руководитель в Китае имеет право уволить его вне зависимости от его семейных обстоятельств (для сравнения, в России, например, нельзя уволить женщину в декрете или единственного родителя, воспитывающего ребенка-инвалида до 18 лет).
Еще одной отличительной особенностью трудовой этики китайцев выступает их отношение к снисходительности руководства к ошибкам сотрудников. В Китае это не приветствуется. В то же время, права руководителей носят весьма ограниченный характер. В трудовой этике китайцев не принято:
- давать сотрудникам указания относительно их внешнего вида, а также следить за ним;
- обращаться к нижестоящим сотрудникам на «ты» (вне зависимости от отношений между людьми);
- делать комплименты сотрудницам.
Кроме того, в Китае не принято открывать личные столы сотрудников в их отсутствие (за редким исключением), даже если этого требует ситуация.
В то же время, китайцы вполне допускают донесение в обход руководства в соответствующие инстанции сведений о нарушении санитарных норм и техники безопасности. Планы также могут докладываться сразу более «высокому» начальству в обход прямого руководителя.
Трудовая этика европейцев
В странах Европы трудовая этика в целом носит более либеральный характер. Отношения между руководителями и подчиненными выстраиваются в рамках присущих каждому должностных обязанностей. Последние строго оговариваются в рамках трудовых контрактов. Принуждать работников к выполнению несвойственных им трудовых обязанностей в странах Европы, в отличие от Китая, не принято.
Очень настороженно в Европе относятся к личностным отношениям между работниками. Дабы избежать скандалов некоторые европейские компании для вводят в трудовые контракты специальные положения по части служебных романов и накладывают запрет на «личные отношения» между руководителями и подчиненными. Не допускается в странах Европы и моральное преследование сотрудников, под коим понимается осуществление повторяющихся действий, приводящих к ухудшению условий труда, нарушению прав служащих, ущемляющих их человеческое достоинство и отрицательно сказывающихся на их физическом и психологическом состоянии.
Трудовые отношения европейцев строятся на основе трудовых контрактов и жестко регулируются трудовым законодательством. Дискриминация также не допускается.
Стоит отметить, что в каждой европейской стране есть свои особенности трудовой этики, в значительной степени обусловленные особенностями национальной культуры. Так, например, во Франции и Италии повышенное внимание уделяется внешнему виду сотрудников. В Великобритании и Германии в трудовых отношениях соблюдается высокий уровень педантичности, а сотрудники обращаются друг к друг на «вы». Кроме того, в этих странах высоко ценится пунктуальность, и не приветствуются опоздания, даже на 10-15 минут.
В Италии руководители и бизнесмены вопреки расхожему мнению об итальянской нации, ведут себя весьма чопорно и официально. При встрече все обращаются друг к другу по фамилии и пожимают руки (в том числе, женщинам). В Ирландии слишком официальная одежда не приветствуется, а сотрудники имеют привычку опаздывать, однако по этому поводу мало кто выражает неудовольствие.
Шведы, норвежцы и финны на работе, как и в жизни, не слишком эмоциональны и стараются вести себя сдержано. Говорить о личной жизни и семье здесь не принято, но, в то же время, допускается обращение к сотруднику на «ты». В Испании, напротив, коллеги проявляют неподдельный интерес не только к работе, но и к личности своих коллег и партнеров. Испанские работник не пунктуальны, могут часто опаздывать и не всегда сдерживают обещания.