Политическая коммуникация
Политическая коммуникация – это процесс передачи политической информации, которая влияет на общественное мнение и социализацию граждан.
Политика и коммуникация относятся к разным сферам, исследуются с позиции различных теоретических подходов. Политическую коммуникацию как отдельное явление стали изучать в 40-е годы. Институционализация этого процесса произошла только в 70-е годы.
Всего выделяют три способа построения политической коммуникации:
- Через СМИ с помощью книг, плакатов, радио, телевидения, Интернета.
- Через политические партии и властные структуры.
- Через неформальные каналы.
Выделяют несколько уровней политической коммуникации. Семантический уровень содержит совокупность вербальных и невербальных процессов, языковых средств, технический уровень обслуживает каналы передачи информации, а инфлуентальный показывает степень влияния информации на сознание человека.
Большая часть исследователей сходится в том, что политическая коммуникация – это отношения, складывающиеся в политических кругах. Но они носят двусторонний характер, а не только направлены от политических элит к массам. Некоторые ученые полагают, что именно общество создает эту коммуникацию и поддерживает ее непрерывность. Политическая коммуникация является необходимо составной частью политики. Она структурирует политическую деятельность и придает ей новое значение. Также она формирует общественное мнение, обеспечивает процесс политической социализации граждан с учетом их потребностей и интересов.
Политическая коммуникация помогает акторам влиять друг на друга. Они создают конкурентную среду, используют свои преимущества в достижении результатов и определенных политических выгод. Политическая коммуникация выполняет ряд важных функций, среди которых информационная, образовательная, функция политической социализации, критики и контроля, артикуляции различных общественных интересов.
Социальные сети в системе политической коммуникации
Цифровые технологии развиваются и внедряются в повседневную жизнь достаточно быстро. Социальные сети стали приобретать новые, ранее не свойственные им функции. Теперь они активно используются для построения политической коммуникации, ведения пропаганды, реализации конкуренции и в качестве средства повышения социального статуса.
Появление глобальной сети Интернет, развитие технологий передачи данных способствовало созданию и распространению социальных сетей. Они стали продолжением глобального распространения Интернета. Социальная сеть может стать для пользователя точкой финансового роста, получения популярности.
Потенциал социальных сетей для политической коммуникации достаточно большой. Большинство политиков имеет аккаунты в сетях, через которые транслируют свою позицию, идеи и стремления. Социальные сети стали площадкой для коммуникации народа с властью. Особенно это актуально в странах, как Россия, где население далеко не всегда готово проявлять активную политическую позицию.
В целом социальные сети для политической коммуникации предоставляют разнообразные инструменты и технологии. Они собирают информацию о пользователях, причем эта информация является персонализированной и достаточно подробной. Затем данные используются в предвыборных компаниях и политических инициативах, требующих поддержки населения.
«Лидеры мнений» в социальных сетях создают вокруг себя определенную аудиторию, которой тоже могут воспользоваться политические деятели. Социальные сети удобны как средство мобилизации. Достаточно часто стали проводиться интернет-акции на политические и социальные темы, которые привлекают большое количество пользователей.
Социальные сети в системе политической коммуникации КНР
Внимание политической коммуникации долгое время уделяли только западные страны. однако в Китае в начале 90-х была опубликована монография, в которой содержалось исследование политической коммуникации на материковой части Китая. Интерес к данному направлению сохранился. В начале 2000-х был проведен полномасштабный анализ западноевропейских взглядов на политическую коммуникацию, некоторые моменты стали внедряться в китайскую внешнюю и внутреннюю политику.
В мае 2011 год китайский студент зарегистрировался в сети микроблогов в Китае. Тогда же он заявил, что хочет участвовать в выборах депутатов как индивидуальный представитель. Через сеть он хотел познакомить китайцев с их гражданским правами. Чуть позже один из студентов опубликовал в сети свою личную информацию и информацию о своем имуществе. Этот факт стал новым для китайского сообщества и вызвал массу обсуждений. В результате храбрость молодых людей привела к тому, что они проявили активность в выборах.
В 2019 году социальные сети были использованы жителями Гонконга для проведения демонстраций. Китайское правительство тогда отметило, что западные СМИ выдают некорректную информацию о происходящем, отказываясь соблюдать причинно-следственные связи в публикуемом материале. Социальные сети для СМИ стали основным источником получения информации в режиме реального времени.
Возможности интернета широко используются китайским правительством. Например, при землетрясении в Сычуани в 2008 году власти быстро распространили нужную информацию, которая помогла уберечь жизни людей. Через социальные сети проводится информирование населения о государственном строительстве, о политических знаниях и идеях. Кроме того, они дают возможность китайской власти собрать данные о текущем общественном мнении.
Правительству выгодно делиться своей властью с активными группами населения. Свобода слова стала основой для построения политической коммуникации внутри страны. Распространение онлайн-политического взаимодействия создает чувство сопричастности каждого пользователя к тому, что происходит в стране. Китайские социальные сети познакомили простых людей с их гражданскими правами и обогатили их представление о политических процессах в стране.