Северный морской путь
Северный морской путь – это кратчайший транспортный водный путь от европейской части РФ до ее дальневосточной территории.
Российское законодательство закрепило положение Северного морского пути как исторического транспортного коридора, который обеспечивает сообщение в арктической зоне. Движение судов осуществляется по морям Ледовитого океана. Северный морской путь поддерживает морское и речное сообщение. Он является достаточно эффективной альтернативой путям, идущим через Панамский и Суэцкий каналы.
Время нахождения груза в пути приносит продавцам и покупателям дополнительные расходы. Еще в период освоения человечеством морского пространства исследователи задавались вопросом о том, как сократить время в пути. Изначально стояла задача в том, чтобы сократить водный путь из Атлантического океана в Тихий. О возможности использования северных морей для этих целей заговорили еще в 16 веке, но путешествия по тем территориям осуществлялись еще раньше - в 13 веке.
Первая английская экспедиция состоялась в середине 16 века. Она заключалась в том, чтобы найти Северо-Восточный проход к Китаю. В результате английские корабли пришли к берегам Северной Двины, где началась активная торговля с Русью. Сто лет спустя Дежнев открыл Берингов пролив. В 18 веке была проведена Великая Северная экспедиция, которая заключалась в исследовании арктического побережья Сибири и поиска выходов к Японии и к Северной Америке.
Первое сквозное плавание было проведено в начале 20 века. В 1919 году был создан Комитет Северного морского пути. Отто Шмидт прошел путь за одну навигацию в 1932 году.
Сегодня Россия продолжает активно пользоваться Северным морским путем и развивать его. Он используется для транспортировеи сырьевых и энергетических ресурсов. Так же по нему производится перевозка пассажиров. Для активизации перевозок развивается ледоколный флот (на начало 2018 года действовало четыре российских атомохода).
Интересы Индии в Северном морском пути
Индия заинтересована в партнерстве по развитию Северного морского пути. Правительство страны планирует оказывать содействие в создании международного транспортного коридора. Цель – открытие морского пути для международной торговли. Индия поставляет в РФ продукцию фармацевтической отрасли, которая во многом определяет безопасность граждан государства. РФ и Индия совместно развивают отрезок пути Ченнаи – Владивосток.
Одна из крупнейших индийский верфей планирует организацию партнерства с российской верфью «Звезда». Ожидается, что это партнерство позволит построить крупное коммерческое судно. Индийская верфь, задействованная в данном проекте, специализируется на создании военных кораблей и лодок, поэтому техническое и технологическое оснащение оборудованием находится на высоком уровне.
Ожидается, что навигация по Северному морскому пути станет круглогодичной.
Впервые индийская сторона заинтересовалась в арктических исследованиях еще в 1920 году. Но начало регулярного исследования Арктики Индией началось только в начале 2000-х годов. В планах России и Индии есть цель по созданию таких условий в Северном морском пути, которые привлекут глобальную общественность. Этот маршрут почти на 40% короче пути, проходящего через Суэцкий канал, что так же интересно Китаю, стремящемуся освоить европейский рынок.
Россия наладила регулярные морские перевозки между Санкт-Петербургом и Владивостоком. Президент РФ рекомендовал изучить перспективы данного направления и зарубежным компаниям. Данный проект является достаточно капиталозатратным, поэтому нуждается в иностранных инвестициях.
Интересы Китая в Северном морском пути
Китай стал осваивать Северный морской путь еще в 2013 году. Тогда он попробовал провезти 19 тысяч тонн груза из Даляня в Роттердам. В результате по сравнению с временем прохождения груза через Суэцкий канал, он дошел на 2 недели быстрее.
Китай разрабатывает разные маршруты, способные убыстрить грузоперевозки по суше и по морю в страны с большим потребительским рынком. Правительство ориентировано на восстановление Шелкового пути, для этого взаимодействует со странами Центральной Азии и Россией. Северный морской путь рассматривается Китаем, как одно из новых ответвлений Нового Шелкового пути. Планируется, что со временем морской путь станет одним из основных, обеспечивающих доставку китайских товаров в Европу.
Европа опасается данных преобразований, полагая, что вместе с торговым флотом в Европу может прийти китайский военный флот. Для кораблей чей путь лежит с запада на восток Северный морской путь является наиболее оптимальным. Еще одно преимущество морского пути заключается в его безопасности, так как он находится под контролем российских военных.
Европа со своей стороны тоже заинтересована в налаживании отношений с Китаем. Китай вкладывается в российскую инфраструктуру, которая позволит ему быстрее приступить к использованию всех мощностей Северного морского пути.
Политика Китая на международной арене стала активной. Если раньше он накапливал свой потенциал, то теперь занимает достаточно деятельную позицию. Участие страны в инфраструктурных проектах ведет к тому, что ее присутствие во разных уголках мира увеличивается. Крупнейший производитель ищет и осваивает новые рынки сбыта.
Сотрудничество между Россией и Китаем стало усиливаться после того, как ЕС и США ввели санкции в 2014 году. КНР преследует свои интересы, создавая наиболее быстрые пути доставки товаров и услуг в Европу, привлекая для этого развивающиеся страны региона. Сухопутный торговый путь еще строится. Там проблема заключается в прохождении большого числа таможенных границ. Северный морской путь обслуживается Россией, что серьезно упрощает движение грузов и их оформление, а значит, создает благоприятные условия для транспортировки.