Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сценарий «переход к федерации за счет укрепления ЕС»

Основные сценарии развития ЕС

Европейский союз в различных формах развивается на протяжении уже около семидесяти лет, с момент образования Европейского объединения угля и стали в 1951 году. За это время проект интеграции Европы переживал как периоды стремительного развития, так и стагнации, а его кормчие неоднократно предлагали различные пути объединения Европы, как на основании единого рынка, так и более глубокой политической интеграции.

Проект ЕС предложенный в Маастрихтском договоре 1992 года предполагал глубокую степень не только экономической, но и политической интеграции Европы, за счет реального усиления наднациональных институтов, однако он так и не был ратифицирован в полной мере. Несмотря на тезис о передачи части суверенных прав национальными государствами в пользу общеевропейских институтов, в действительности полномочия последних не так уж и велики и касаются прежде всего вопросов обеспечения единого рынка и зоны евро, в то время как вопросы политики, безопасности, социальной политики и даже фискально-экономической стратегии остаются в компетенции национальных правительств, что и послужило основой долгового кризиса ЕС.

Еврокомиссия в действительности не способна принять меры, противоречащие интересам частным интересам стран-членов ЕС в пользу всего объединения, в связи с чем принятие решений достигается прежде всего за счет нахождения консенсуса между основными игроками. Данная схема хорошо себя зарекомендовала в условиях, когда ЕС объединял небольшое число близких по социально-экономическому развитию и культурно-историческому наследию стран западной Европы. Однако после расширения на Восток ЕС стал крайне неоднородной структурой, а солидарность стран «Новой Европы» оказалась неустойчивой – они неоднократно ставят собственные интересы или других стран (США) выше общеевропейских, блокируя и игнорируя инициативы Брюсселя.

Осознание накопившихся проблем привело к появлению ряда сценариев развития ЕС, опубликованных в Белой книге в 2017 году:

  • «продолжение деятельности»;
  • «ничего кроме единого рынка»;
  • «кто хочет больше, делают больше»;
  • «делаем меньше, но более эффективно»;
  • «делаем больше все вместе».
Замечание 1

Часть из них предполагает сохранение или снижение уровня интеграции стран-членов союза, в то время как другие ориентированы на реальное усиление наднациональных структур и движение к федерализации Европы, ее превращение в супергосударство с единой политической волей и стратегией безопасности, в дополнение к общему рынку.

«Сценарий «переход к федерации за счет укрепления ЕС»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Стратегия «делаем больше все вместе»

Данная стратегия основывается на тезисе о том, что ни ЕС в его текущем состоянии ни страны Европы по отдельности не способны эффективно справлять с текущими и будущими кризисами и вызовами, а главным и единственным выходом для них является всестороннее укрепление интеграции.

Усиление интеграции предполагается в следующих сферах:

  • внешняя политика – складывание единого голоса ЕС в международных процессах, выступление ЕС как единого субъекта политики;
  • обеспечение безопасности – дополнение «мягкой силы» ЕС «жесткой» в виде создания общесоюзных вооруженных сил, а также полиции способной эффективно действовать на всей территории ЕС, а также объединение служб безопасности стран ЕС в единую сеть;
  • единство финансово-экономической политики – дальнейшее усиление зоны Евро за счет перехода под контроль наднациональных институтов большего числа экономических инструментов;
  • единая энергетическая политика – предполагает формирование общего рынка энергетики для усиления энергетической безопасности дефицитных стран.

Главным сторонником данной стратегии выступает сама Еврокомиссия, а также ведущие страны ЕС – Германия и Франция, которые рассчитывают через усиление интеграции, закрепить свое ведущее положение в общеевропейском доме. Вместе с тем несмотря на значительные плюсы, расписанные в данной стратегии попытки ее реализации столкнутся со значительным сопротивлением большинства стран ЕС, политические элиты которых не хотят терять свою самостоятельность ни на международной ни на внутренней арене.

Кроме того, существенным препятствием на пути федерализации ЕС является отсутствие общеевропейской идентичности, действительной единой ценностной базы населения стран ЕС, а также понимания необходимости усиления интеграции в следствии диспропорций, существующих внутри Евросоюза. Также объединение и усиление ЕС невыгодно и зарубежным акторам, прежде всего США, которые видят в данном сценарии угрозу появления геополитического соперника, вместо достаточно рыхлой Европы.

Стратегия «кто хочет больше, делают больше»

Данная стратегия является более мягким вариантом дальнейшей интеграции ЕС. Она допускает появление интеграционных объединений внутри самого ЕС, между теми странами которые готовы пойти дальше на пути развития единой Европы.

Реализация данной стратегии предполагает, что ряд наиболее развитых стран западной Европы, прежде всего стран-основательниц, а также богатых стран северной Европы, способны реализовать проекты по более глубокой интеграции систем безопасности, медицинского здравоохранения, социальной политики, технических и экономических стандартов, миграционной политики и т.д.

Подобная регионализация в рамках ЕС приведет к формированию авангарда интеграции и экономического развития, в то время как наиболее слабые страны ЕС окажутся на периферии интеграционного процесса и их отставание от стран авангарда лишь усилиться. Реализация данного сценария повлечет за собой усиление диспропорций внутри ЕС, и эскалации, связанных с ней кризисов и конфликтов, которые должны будут решаться вовлечением стран периферии в интеграционный процесс и реализацией стратегии усиления ЕС, либо исключением данных стран из союза.

В целом данная стратегия оценивается как одна из наиболее благоприятных и реалистичных, поскольку предполагает позитивное продвижение ведущих стран в интеграционном строительстве, способности по разрешению возникающих кризисов, хотя и содержит определенные риски.

Дата написания статьи: 10.09.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot