Кризисы ЕС как детерминанта выбора путей развития
Поступательное развитие Евросоюза в двадцать первом веке столкнулось с чередой серьезных кризисов, обозначивших системные проблемы ЕС, а также необходимость реформирования существующей политики развития. К ним можно отнести:
- финансовый кризис 2008-2015 годов;
- миграционный кризис 2011-2016 годов;
- «Брексит» 2016-2020 годов;
- пандемия коронавируса 2020 года.
Данные кризисы обострили существующие противоречия внутри ЕС и высветили их наиболее явные стороны. Расширение ЕС на восток в 2004-2013 года, в рамках которого численность стран-членов ЕС увеличилась практически вдвое привела к формированию значительных социально-экономических диспропорций ЕС, а кризис 2008 года, подорвал политику «выравнивания» превратив страны восточной Европы преимущественно в дотационные регионы союза.
Также финансовый кризис выявил несовершенство механизмов зоны евро, связанные с тем, что объединенные единой валютой и рынком страны ведут самостоятельную налоговую, эконмическую политику, что повлекло за собой рост дефицита экономики и долговой кризис ряда стран зоны евро, таких как Греция, Португалия, Испания, которые тем не менее не могут прибегнуть к механизму дефолта для оздоровления и перезапуска собственной экономики.
Наплыв мигрантов связанный с событиями «арабской весны» и активной политикой США на Ближнем Востоке, а также политикой мультикультурализма в самом Евросоюзе, обнажил серьезные противоречия как в солидарности европейских стран, так и ценностном базисе Европы. Многие страны т.н. «Новой Европы» относящиеся преимущественно к европейской периферии, отказались проявить солидарность в оказании помощи беженцам с Ближнего Востока и Северной Африки. Кроме того, политика мультикультурализма и уважения к традициям и ценностям иммигрантов повлекли за собой с одной стороны рост исламского фундаментализма, а также нарушение прав и свобод жителей ЕС, которые в свою очередь вызвали с другой стороны реакцию в виде роста национализма тех стран ЕС что приняли наибольшее число беженцев (Германия, Франция, Швеция и т.д.). Также наплыв беженцев усугубил экономическую ситуацию в и без того кризисных странах зоны PIGS.
Неспособность наднациональных структур Евросоюза эффективно и оперативно реагировать на кризисы и находить решения возникающих проблем побудили Великобританию на принятие решения о выходе из состава ЕС, запустив процесс Брексита. Выход одной из наиболее экономических развитых стран-доноров вызвало закономерное волнение в ЕС и появление апокалиптических сценариев распада европейского союза. Тем не менее влияние Брексита на ЕС далеко не однозначно и способно оздоровить ситуацию в союзе, поскольку именно Британия была одним из центров евроскептических тенденций и выступала за приоритет национальных властей и интересов над общеевропейскими.
Существенный урон экономике, социально-политической солидарности ЕС нанесла пандемия коронавируса, выявившая неспособность общеевропейских властей оперативно реагировать на кризисные ситуации, а также активизировавшая политику протекционизма и разделения внутри ЕС при возникновении проблем.
Влияние кризисов привело к разработке и вынесению на широкое обсуждение еще в 2017 году «Белой книги» в которой излагались 5 основных сценариев развития ЕС до 2025 года:
- «продолжение деятельности»;
- «ничего кроме единого рынка»;
- «кто хочет больше, делают больше»;
- «делаем меньше, но более эффективно»;
- «делаем больше все вместе».
Сценарий «меньше Евросоюза»
Сценарий представленный в Белой книге как «ничего кроме единого рынка» уже достаточно давно обсуждается в кругах экспертов под названием «меньше Евросоюза». Как и все остальные сценарии он отражает тенденции и интересы отдельных стран-членов ЕС, которые вступают с противоречиями других стран. Одним из главных сторонников данного сценария выступала Великобритания, а также другие страны евроскептики.
Его главной мыслью является концентрация на «самом главном» в Евросоюзе – едином рынке, экономической составляющей интеграции, которая выступила основой для формирования Евросоюза во второй половине двадцатого века. Данный сценарий предполагает, что дальнейшее развитие ЕС должно проходит под эгидой укрепление торгово-экономического сотрудничества, при одновременной стагнации или даже откате интеграции в других областях.
Ренационализация, т.е. возвращение суверенных прав от Еврокомиссии национальным правительствам по мнению сторонников данного сценария позволит более эффективно и оперативно решать возникающие проблемы на местном уровне, а также даст возможность не перекладывать финансово-экономические проблемы отдельных стран на весь ЕС. При этом Евросоюз отказывается от образование единого политического лица, взаимоотношения и торговые договора с другими странами осуществляются на двусторонней основе, ужесточается пограничный и миграционный контроль.
Реализация данного сценария повлечет за собой дальнейшее усиление социально-экономических диспропорций в ЕС, общее снижение авторитета и значения наднациональных институтов, а также усугубление кризисных явлений в проблемных странах, которые будут вынуждены самостоятельно решать вопросы миграции, безработицы и падения уровня жизни населения.
Сценарий «продолжение деятельности»
Сценарий «продолжения деятельности» или консолидации как его еще называют базируется на достаточно популистском лозунге, делать тоже что и до этого, но более эффективно. По сути сценарий предполагает продолжение политики Нового старта 2014 года и основных положений Братиславой декларации 2016 года. Несмотря на свой проевропейский характер, предполагающий постепенное и последовательное развитие ЕС и его интеграционных проектов, в действительности данный сценарий также можно отнести к путям ослабления и уменьшения ЕС.
Основная проблема данного сценария заключается в том, что он не предполагает каких-либо серьезных действий и реформ, обеспечивающих решение уже существующих проблем, а также предупреждения будущих кризисов. Хотя в механизмах и программных документах ЕС заложен конструктивный потенциал, который при последовательной реализации мог бы повлечь за собой постепенное развитие ЕС, в действительности Евросоюз еще неоднократно столкнется с острыми кризисными ситуациями, действовать в условиях которых еврочиновники категорически не готовы. А потому сценарий «плыть по течению» неизбежно повлечет за собой не развитие, а лишь стагнацию и опускание на дно общеевропейского дома.