Общая характеристика российско-грузинских отношений с 1992 по 2006 год
В российско-грузинских отношениях с 1992 по 2006 год можно выделить два крупных периода, обусловленных различными тенденциями во взаимоотношениях двух стран:
- период президентства Э. Шеварднадзе с 1992 по 2003 годы;
- переход власти к М. Саакашвили и его президентство с 2003 по 2006 (2013) годы.
Россия и Грузия имеют богатую историю взаимоотношений. Более двух веков Грузия развивалась в рамках российской государственности, сначала в составе Российской Империи, позже в составе СССР. Однако дезинтеграционные процессы и общее ослабление Союза в 80-х годах прошлого века, привели к росту национального и политического самосознания в Грузинской ССР, политические элиты которой готовились к обретению страной независимости. В 1991 году Грузия вышла из состава СССР и не проявляла интереса к участию в реинтеграционных проектах, таких как СНГ.
Первый президент Грузии З. Гамсахурдиа крайне негативно относился к России, в период его правления между странами даже не были установлены дипломатические отношения. Однако уже в январе 1992 году он был свергнут в ходе военного переворота и бежал из страны. По результатам демократических выборов в октябре 1992 года к власти пришел Э. Шеварднадзе, взявший скорее нейтральный курс в отношениях с Россией. Между странами были установлены дипломатические отношения.
Однако уже в 1993 году З. Гамсахурдиа возвращается в Грузию и при поддержке своих сторонников развязывает гражданскую войну. Будучи не в состоянии справится с кризисом самостоятельно Э. Шеварднадзе запрашивает военную поддержку России, благодаря которой ему удается выиграть противостояние. В обмен Грузия присоединяется к СНГ в 1993 году.
Вместе с тем отношения России и Грузии в данный период продолжали оставаться напряженными и неопределенными. Грузия активно проводила прозападный курс, в частности с 1994 года присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», а уже в 1995 году Грузия и НАТО подписали индивидуальную программу сотрудничества. Также активно развивались двусторонние отношения между Грузией и США, американская сторона прикладывала усилия к модернизации вооруженных сил Грузии, их соответствия натовским образцам. Вместе с тем, грузинская сторона достаточно часто заявляла, что и США, и Россия выступают для нее стратегически важными партнерами одновременно.
В 1997 году при инициативе и участии Грузии была создана международная организация ГУАМ, в которую также вошли Украина, Азербайджан и Молдавия, которая направлена на противостояние росту российского влияния в рамках СНГ, а также привлечения помощи международного сообщества в решении замороженных национальных конфликтов, для Грузии это конфликты в Южной Осетии, Абхазии и Аджарии (последний был разрешен в 2004 году).
В 2003 году в Грузии произошла «Революция роз» поводом к которой стала фальсификация на парламентских выборах. При полной поддержке США, а также посредничестве российских дипломатов Э. Шеварднадзе был отстранен от власти, а новым президентом стал М. Саакашвили. Период президентства Саакашвили характеризуется окончательным падением российско-грузинских отношений, связанным с крайне агрессивной риторикой грузинского президента в отношении России, в частности по вопросам Абхазии и Южной Осетии, его открытой поддержкой чеченских боевиков, а также еще более прозападным курсом в сравнении с предыдущим президентом.
2006 год характеризуется российско-грузинским шпионским скандалом. Грузинские спецслужбы арестовали ряд российских военнослужащих по обвинению в шпионаже, кроме того российской стороне были выдвинуты обвинения в поддержке сепаратизма в Абхазии и Южной Осетии. С российской стороны в качестве ответной реакции были приняты санкции в отношении Грузии, в частности был отозван посол РФ в Грузии, эвакуированы члены дипмиссии и их семьи, российские войска были переведены на усиленное положение, также было разорвано транспортное и почтовое сообщение между странами.
Региональные конфликты в российско-грузинских отношениях
С момента отделения от СССР 9 апреля 1991 года, Грузия рассматривает себя прежде всего, как мононациональное государство, основной процент населения которого должны составлять грузины. В тоже время на 1989 год в ГССР грузины составляли всего 70% населения, а оставшиеся 30% приходились на русских, абхазов, азербайджанцев, армян, осетин и другие народы. В политическом и социальном пространстве Грузии неоднократно озвучивались националистические лозунги, согласно которым негрузинское население страны должно быть либо вытеснено на территории соответствующих государств, либо ассимилировано, что не способствовало налаживанию диалога с такими территориями как Абхазия и Южная Осетия, которые формально находились на территории ГССР, однако стремились реализовать собственное право на национальное самоопределение.
Так Абхазия оставалась в рамках СССР вплоть до 21 декабря 1991 года, т.е. Грузия вышла из состава СССР без Абхазии и Абхазия не принимала участия в строительстве грузинской государственности. Однако в ООН был взят курс на сохранение границ ГССР, а Грузии и Абхазии было предложено сформировать новое союзное государство. Впрочем, грузинская сторона не стремилась к реализации данных предложений. С 1991 по 1994 год она активно пыталась решить вопрос национальных автономий силовым путем, военные конфликты между Грузией и Абхазией, Южной Осетией, Аджарией то утихали, то вновь разгорались, причем перемирия были связаны преимущественно со стремлением купировать внутренние проблемы, чем достичь взаимопонимания с оппонентами.
В 1994 году были заключены мирные соглашения, а функции разведения огня были возложены на миротворческий контингент СНГ состоящий из российских военных, размещенных на территории Абхазии и Южной Осетии. Вместе с тем данные региональные конфликты остаются камнем преткновения российско-грузинских отношений по настоящее время, поскольку Грузия стремится возложить ответственность за стремление жителей Абхазии и Южной Осетии реализовать свое право на национальное самоопределение на Россию, обвиняя ее в поддержке сепаратизма, одновременно не предлагая данным автономиям ничего, кроме попыток силового решения вопроса, что особенно ярко было продемонстрировано в ходе августовского конфликта 2008 года.
Экономические отношения России и Грузии
Парадокс российско-грузинских отношений длительное время заключался в том, что плохие политические отношения сопровождались хорошими торгово-экономическими. На протяжении 90-х и начала 2000-х годов взаимный товарооборот двух стран неуклонно рос, сотрудничество велось во многих отраслях экономики – это и поставки продуктов продовольствия, вина и минеральных вод из Грузии в Россию, а также поставки пшеницы, машин, электроэнергии и химической продукции из России в Грузию.
Вместе с тем, как верно отмечали российские и грузинские аналитики подобная ситуация не могла продолжаться вечно и либо хорошим экономическим отношениям, стало бы сопутствовать политическое сближение, либо наоборот, вслед за ухудшение политического взаимодействия, проблемы начались бы и в торгово-экономической сфере. В действительности в период президентства М. Саакашвили Россия не однократно вводила экономические санкции и разрывала отношения с Грузией по политическим причинам, в результате чего российский рынок оказывался закрыт для грузинских товаров.